Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Невероятная легкость юбилея

Борису Гребенщикову исполняется 60 лет

Борису Гребенщикову исполняется 60 лет. Свой юбилей БГ встречает в том состоянии, которое он сам себе пожелал в начале 1980-х.

Борису Гребенщикову исполняется 60 лет. В среде, в которой вырос он сам как музыкант и возглавляемый им «Аквариум», к торжественным цифрам принято относиться с деланным равнодушием — мол, всего лишь возможность напомнить о себе. Как и к собственному возрасту — изменившийся за много лет до неузнаваемости жанр рок-н-ролла никак не избавится от нескольких черт, присущих ему от рождения,

среди которых — культ вечной молодости, полная невозможность умно и красиво постареть.

И если на лицах моложавых рок-звезд 80-х во время телевизионных признаний в презрении к мемориальной бронзе пробегают облачка отчаяния, то в искренности нынешнего юбиляра, создателя и лидера группы «Аквариум», мне доводилось убеждаться не раз.

Так, например, во время празднования 30-летнего юбилея коллектива я отправился на интервью с его лидером, держа наготове целый ворох вопросов, касающихся дивных моментов прошлого группы и предвкушая увлекательное путешествие по волне памяти собеседника. Минуте на пятой БГ попросил меня выключить диктофон и часа два с половиной, почти без остановки, произносил отчаянный монолог, содержание которого по понятным причинам пересказывать нельзя. Единственное, что было разрешено обнародовать, — это фраза

«всем очень уютно в своих могилах»

(самая, пожалуй, либеральная характеристика времен и нравов из прозвучавших за тем столом) и заявление, что в альбом «Сестра Хаос», коим и отмечался юбилей, не войдет ни одной песни, написанной до 2000 года. До того «Аквариум» пережил серию утомительных переизданий, а также выпуск альбомов с перепевками старых вещей — и у Гребенщикова явно накопилась метафизическая усталость от старых текстов и смыслов. Годом позже, накануне приезда Игги Попа на фестиваль «Крылья», я зачем-то завершил интервью вопросом, считает ли БГ для себя честью накануне своего 50-летия «разогревать» американского отца панка. «Слушайте, — искренне засмеялся Гребенщиков, — вы правда думаете, что для музыки имеет хоть какое-то значение возраст или порядок выступления на рок-фестивале? Игги Поп поет изумительные песни, это и только это для меня радость и честь».

Дурацкий вопрос был задан не без оснований —

в наследие от контркультуры советского времени нам досталось восприятие рок-музыкантов как божеств (вообще, кажется, причина нехарактерной для других культур звериной ненависти постсоветского рок-слушателя к попсе была в том, что она вроде бы лезет в область сакрального знания с двумя кусочками колбаски).

И если бешеную музыку Игги Попа люди на фестивале оказались способны воспринимать с помощью прыжков и криков, то БГ по-прежнему продолжали прежде всего слушать, потом — подпевать, а уже потом слегка подтанцовывать. И причина этой разницы восприятия лучше всего определяется дурацким словосочетанием «культовый статус» — именно таковым, несомненно, обладал БГ на протяжении почти всей своей карьеры.

Конечно, Гребенщиков для своих слушателей был всегда более чем музыкантом.

Мало того что в своих текстах он, по меткому выражению музыкального критика Бориса Барабанова, «создал тот язык, на которым мы сейчас разговариваем и пишем». До определенного момента БГ был источником знаний о новых культурах, в том числе и духовных. В начале 90-х его «Русский альбом» познакомил огромное количество его поклонников с русским православием и миром русской иконы, а пластинки «Снежный лев» и «Прибежище» заставили искать соответствующие статьи в энциклопедиях по буддизму. Ну а поклонники «Властелина колец» Толкиена и так знают, что в песне «Партизаны полной луны» на альбоме «Равноденствие» есть куплет на эльфийском языке, сконструированном автором саги.

Более того,

новых записей «Аквариума» или Гребенщикова соло ждали как книг Пелевина — затем, чтобы отыскать в них концентрированную, сказанную какими-то совершенно негазетными и неповседневными словами суть периода времени, прошедшего с момента выхода прошлого альбома.

«Поезд в огне», «Поколение дворников и сторожей», «Московская октябрьская», «Древнерусская тоска», «Скорбец» — эта галерея (не слишком, впрочем, любимых автором) очерков социальной действительности протянулась из 80-х в 90-е и дальше в нулевые.

Этот статус, кажется, тяготил юбиляра всю его жизнь.

Десятилетиями из интервью в интервью он признавался, что никогда никого не хотел за собой вести, ни для кого быть вожаком — ни для ленинградских хиппи, которые слушали песни «Аквариума» на ступеньках Михайловского замка в 70-е, ни для заполнявших стадионы миллионов поклонников в 80-е. Так, кажется, выходило само — причем именно потому, что

БГ всегда считался (или в самом деле был) философом куда большим, чем музыкантом.

В этом — преданности словам в ущерб композиторским и вокальным талантам — его, кстати, много раз обвиняли как критики, так и некоторые поклонники. Эти упреки звучат довольно забавно на фоне, например, рассуждений Гребенщикова о сочинениях любимого им Глинки. Или на фоне их совместной с гением и виртуозом Сергеем Курехиным записи, озаглавленной «Безумные соловьи русского леса».

Если внимательно изучить автобиографические экскурсы в интервью Гребенщикова, в его жизни вырисовываются три поворотных момента. Первый — похожее на перформанс радикальных художников выступление «Аквариума» на фестивале «Весенние ритмы» в 1980 году:

после него лаборант Института комплексных социальных исследований лишился работы, членства в комсомоле и места в аспирантуре. Попытка отыскать социальный компромисс с советской действительностью с треском провалилась.

«Я с тех пор никогда не работал, занимался только тем, что нравится», — рассказывал о тех событиях Гребенщиков, рассыпаясь в благодарности судьбе.

Второй — распад в 1991 году талантливейшего, но склонного к центробежности первого состава «Аквариума» и через некоторое время созыв второго, существующего до сих пор (из названия тогда исчез знак ангстрема — буква «А» с точкой над ней).

Третьим поворотным моментом стало наступление эры интернета. Что не удалось сделать временам постсоветской свободы, получилось у новых технологий. Бесконтрольное распространение музыки через интернет, которое не удалось сдержать никакими мерами по соблюдению антипиратского законодательства, помогло Гребенщикову в буквальном смысле осуществить свою мечту, описанную в песне «Молодая шпана»:

стать просто музыкантом, перестать быть водителем народов и голосом поколения, стать одним из моря производителей звуков, слов и смыслов.

Начиная с 2001 года, когда вышел альбом «Сестра Хаос» и когда Гребенщиков сформулировал свое нежелание обустраиваться в мемориальном кладбище при жизни, в его альбомах, текстах и мелодиях можно заметить ту если не легкость, то облегчение, ту независимость от роли вождя и многолетнего опыта, которое ему было наконец даровано. Дурашливые «Растаманы из глубинки» и питейные «Стаканы», литургически-печальный «Сокол» и отчаянная «Господу видней» — какие песни ни возьми, все они, кажется, написаны человеком, который наконец получил право говорить от своего имени и не бояться, что за ним пойдут миллионы, а каждое его слово будут толковать как Священное Писание.

В буддизме, которого придерживается БГ, путь последовательного освобождения называется «мокшадхарма», то есть в вольном переводе — «путь освобождения». Следовать которому и дальше стоит пожелать юбиляру.

Новости и материалы
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Все новости