Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Двойное дно анилиновой эротики

Выставка фотографа Яна Саудека «Жизнь, любовь, смерть и другие пустяки» в московской Галерее классической фотографии

Выставка знаменитого чеха Яна Саудека «Жизнь, любовь, смерть и другие пустяки» в московской Галерее классической фотографии: эротические сюжеты в стиле ретро как аллегории бытия.

Эротическая фотография существует почти столько же, сколько и сама светопись. Известно, что еще полтораста лет назад парижская полиция безуспешно боролась с владельцами фотоателье, тайком распространявшими карточки «неприличного содержания». Со временем этот малопочтенный, но увлекательный жанр стал расслаиваться на «эротику», вроде бы признаваемую искусством, и на «порнографию», здоровой частью общества решительно отвергаемую — на словах, по крайней мере.

Например, работы Яна Саудека, некогда подвергавшегося гонениям в родной Чехословакии, давно уже вошли в хрестоматию, но и теперь его нет-нет да и назовет кто-нибудь извращенцем. А все потому, что

этот фотограф весьма далек от того, что принято именовать «воспеванием красоты обнаженного тела».

Вот если бы он действительно «воспевал», то это еще куда ни шло: мы ведь не ханжи, про деликатность жанра ню понимаем. Однако Саудек, дескать, все больше норовит бесстыдство предъявить уважаемой публике, подсунуть безбашенный китч под видом эротики.

Кстати, про китч — это абсолютно верно. Эстетикой подкрашенных фривольных фотографий (нечто подобное в СССР еще при Сталине продавали глухонемые в поездах дальнего следования) Ян Саудек вдохновлялся и вдохновляется со всей очевидностью. Стилизация под полупорнографическое ретро — его конек, фирменный стиль. Сам он любит пересказывать байку о том, что чехословацкие спецслужбы, в свое время проявлявшие к его творчеству служебный интерес, будто бы удовлетворились объяснением, что это снимки столетней давности, и отстали. История эта отдает мистификацией: не держали в ГБ стран соцлагеря сплошных олухов, не способных отличить глубокое ретро от актуальных опусов. Однако авторский намек понятен:

видите, как нетрудно провести службистов при помощи старинной пластики моделей, анилиновой ретуши и других приемов из арсенала былой «коммерческой эротики».

Разумеется, нынешние зрители в отличие от сотрудников чехословацкой госбезопасности на уловку Яна Саудека не попадутся. И не только потому, что имя автора указано при входе в экспозицию. Постмодернистский характер этого фотографического шоу обнаруживается моментально, без всякой дополнительной экспертизы. Хотя бы даже в силу того, что

здешние обнаженки большей частью не совпадают с «антикварными» канонами — или чересчур тощи, или гипертрофированно, эдак по-феллиниевски, пышны.

Да и сюжеты у Саудека густо замешаны на попсовом психоанализе, который надежно маркирует ситуацию второй половиной ХХ века. Словом, легенду про столетнюю давность надо забыть — вернее, держать ее в голове исключительно для корректировки оттенков восприятия. Вообще-то, Ян Саудек — в чистом виде «дитя цветов», производное от нигилистической культуры 60-х и вольницы 70-х, даром что большую часть жизни провел за «железным занавесом».

Его игра в ретропорно представляется ходом, который позволял ему быть частью тогдашней западной контркультуры, даже оставаясь в социалистическом гетто.

Коли уж употреблено слово «гетто», стоит вспомнить, что Ян Саудек вместе с братом-близнецом Карелом успел побывать в нацистском воспитательном лагере, а некоторые члены их большой еврейской семьи сгинули в лагерях «для взрослых». Но эта тема никогда впрямую в его работах не затрагивалась, разве что весьма метафорически. Нельзя исключать, например, что свойственные ему диптихи (в одном кадре люди одеты и олицетворяют тот или иной слой общества, а на соседнем полностью обнажены) рождены какими-то жуткими воспоминаниями из детства.

Да и в целом произведения Саудека от начала и до конца постановочные, не вызывающие даже мысли о естественности или импровизации, — очень уж тревожны, болезненны, порой почти кошмарны. Тут не до секса, даже если секс выступает в качестве лейтмотива.

Автор много иронизирует, только ирония у него частенько впадает в черный юмор. Вроде той не единожды повторенной мизансцены, где расцвеченная анилином беременная дама направляет револьвер себе в рот.

Иначе говоря, фотограф с непостижимой лихостью готов объединять Эроса с Танатосом, а Хроноса с Гермесом. Организаторы утверждают, будто это его первая в России персональная экспозиция, что не совсем верно: ретроспективный показ работ Саудека проходил семь лет назад в рамках московской Фотобиеннале — правда, в гораздо меньшем объеме, чем сейчас.

Ради нынешней презентации автор даже самолично прибыл в Москву, несмотря на солидный возраст: ему идет 78-й год. На открытии он много шутил, цитировал давние диалоги с моделями-проститутками и всячески подчеркивал свой статус бонвивана.

Вероятно, так оно и есть, только выставка получилась все-таки про другое. Как минимум не только про бесстыдную эротику.

P. S. Одно немаловажное уточнение в свете нынешних правил жизни: выставка проходит под грифом «18+». Видимо, до бесконечности.

Новости и материалы
Бузова о госпитализации: «Самое страшное позади»
Шойгу отметил попытки США восстановить влияние в Центральной и Южной Азии
Госсекретарь США обеспокоился поддержкой Пекином Москвы
Неизвестные в масках бросили в квартиру уральца армейскую дымовую шашку
Клуб РПЛ лишился главного тренера из-за личных обстоятельств
Nokia выпустила новой кнопочный телефон с поддержкой 4G и USB-C
Стало известно, когда в Египте начнут принимать карты «Мир»
Матвиенко заявила о предпосылках «демографической весны» в России
Подполье сообщило об ударе по готовящимся к вторжению в РФ военным ВСУ
Первый замглавы Оренбурга написал заявление на увольнение
Жена звезды «Адской кухни» привела двухлетнюю дочь на маникюр, несмотря на критику
Мусагалиев потерял сознание после операции на носу
Министры обороны РФ и Киргизии подписали несколько соглашений
Названы лучшие модели MacBook в 2024 году
У московского школьника украли часы за 1,5 млн рублей
Международный мониторинговый центр в Карабахе закрылся
Валиева рассказала, когда собирается выйти замуж
В Волжском арестовали двух подростков по делу о подготовке теракта
Все новости