МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ
1
США
46
37
38
121
2
Великобритания
27
23
17
67
3
Китай
26
18
26
70
4
Россия
19
18
19
56

«Книжная поляна в России слегка бетонированная»

Интервью с главредом издательства Ad Marginem Михаилом Котоминым

Алексей Крижевский 10.05.2012, 19:59
Главный редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин Фото из личного архива Михаила Котомина
Главный редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин

Главный редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин рассказал «Газете.Ru», почему российские читатели не хотят читать бестселлеры от крупных издательств, как интернет-платформы могут помогать бороться с монополией и что может сделать в данной ситуации Альянс независимых издателей.

Россияне покупают все меньше бумажных книг. Об этом свидетельствует доклад Роспечати, посвященный книжному рынку России. В прошлом году по сравнению с 2010 годом совокупный тираж сократился на 6,3%, а количество изданий незначительно выросло. Совокупный же тираж за последние три года снизился почти на 20%. При этом рынок электронных книг в России в 2011 году вырос в два раза по сравнению с 2010 годом и составил 135 млн рублей. Эта сфера книготорговой отрасли растет в течение последних трех лет в среднем на 120% в год. Основными продавцами электронных книг в России являются компании «Литрес» (54%) и «Аймобилко» (20%). При этом «Литрес» остается самым большим держателем пакета авторских прав на распространение русскоязычных книг в рунете, а около 40% продаж электронных книг компании «Аймобилко» обеспечиваются за счет эксклюзивного контента, агрегируемого компанией «Литрес». «Газета.Ru» попросила прокомментировать ситуацию одного из руководителей Альянса независимых книгоиздателей, главного редактора издательства Ad Marginem Михаила Котомина.

— Михаил, доклад Роспечати говорит о том, что отечественный рынок бумажного книгоиздания падает уже не первый год подряд — при росте продаж книг электронных. Насколько, по-вашему, эти данные отображают реальную ситуацию?

— Книжный русский рынок монополизирован и руинизирован, в связи с чем мы уже не первый год наблюдаем печальную статистику. В то время как в Скандинавии, скажем, уже полгода идет рост продажи бумажных книг. В США, например, рост продажи электронных книг и электронных изданий привел к увеличению числа читающих американцев. И только у нас продолжаются апокалиптические заклинания: продажи падают, люди не читают книг, пираты свирепствуют. А на самом деле эта ситуация — результат лоббирования двух монополистов.

— И только в этом все дело?

— Нет. У нас действительно ситуация ужасная: очень мало книжных магазинов, полное отсутствие конкуренции, сращенность дистрибуторов с издательствами и, как следствие, продвижение только одного типа авторов и наименований. Вместо того чтобы развивать инфраструктуры магазинов и издательств, нас пытаются убедить, что люди должны ходить вот в эти магазины, которые есть, и покупать то, что хочет нам продать монополист. При этом во Владивостоке осталось, например, два книжных магазина.

— Но здесь и должно помочь электронное книгоиздание, которое растет — по крайней мере, если взять показатели компаний «Аймобилко» и «Литрес».

— На самом деле в области электронного книгоиздания нас ждет прорыв. Крупнейший оператор «Озон», торгующий электронными книгами, в скором времени откажется от работы с агрегаторами вроде «Аймобилко» и «Литрес» и создаст систему, подобную Amazon.com: электронные книги продаются прямо на сайте, они не отделены от бумажных. Представляют их на сайт, правда, не сами авторы, а их издательства, но это все равно означает, что небольшие независимые издательства вроде Ad Marginem получают выход на рынок в обход монополизированной дистрибуции. «Озон» сейчас обладает крупнейшей базой книжных наименований, удобным поисковиком и, кстати, с помощью своего посылторга немало сделал для проникновения литературы в провинцию. У них по бумажным книгам рост до 36% в год — сравните с тем, что изложено в докладе.

То есть сам доклад-то излагает вполне реальные цифры, но важно понимать, что они плод русской монополистической экономики. И если кто-то из власти хочет с этим что-то сделать, то он должен это учитывать.

— Ad Marginem чувствует на себе это падение?

— Да, последние четыре года мы живем в условиях ядерной зимы: наши книги продаются только в Москве и Питере, сейчас только с помощью «Озона» стали проникать в провинцию. Мы очень долго и с трудом искали модус выживания. Я этому докладу даже рад: стало ясно, что монополисты доигрались и что это сигнал наверх, что пора разбираться с этим.

— А пираты мешают вам?

— Пираты очень полезны, потому что они последние искренние читатели, они по-настоящему чувствуют литературу. С ними надо не бороться, а учиться у них и взаимодействовать с ними.

— Как по-вашему, почему антимонопольная служба не реагировала на то, что книжный рынок поделен монопольно?

— Ну, мне кажется, это негласное правило функционирования крупного бизнеса вообще, будь то добыча газа или строительство, — избирательность в применении антимонопольных законов в отношении определенного рода структур. Книжный рынок в сравнении с упомянутыми мной не обладает такой огромной денежной массой — быть может, его поэтому до определенных пор не замечали.

При этом сами издательства зачастую работают так, как раньше работали на вещевых рынках. Писателей выводят на какие-то спринтерские скорости — посмотрите, с какой скоростью стали писать Виктор Пелевин, Захар Прилепин. Сейчас разгром, который силовые структуры проводят в одном из издательств, выявляет совсем какие-то дикие вещи — чуть ли не чемоданы с черным налом... Привет из 90-х.

— У нас есть предпосылки того, что в результате прямой работы с издательствами мы достигнем выправления показателей, как в Скандинавии, или увеличения доли читающих, как в Америке?

— Ну, одного «Озона» на всю страну мало... Да, возможно, если появится открытая и конкурентная сеть дистрибуции, где принадлежащие издательствам распространители не будут блокировать выход на рынок для других издательств. Все воют вокруг, что люди у нас не читают — ну им не дают разнообразия наименований, они и не читают. Люди читают, просто они не хотят читать то, что им пихают. За «жирное» время ни один из монополистов не вложился и не создал свою инфраструктуру бизнеса: книжные магазины больших сетей зачастую представляют из себя просто сараи и работают на прокачку бестселлеров. Конкурентность дистрибуторов, открытый выход на рынок, равные условия для всех — и возникнет содержательная конкуренция: у кого автор интереснее, у кого издание лучше, у кого новых авторов больше. Издательство АСТ сейчас, например, продвигает новую книгу Маркеса — это хороший автор, но его читали еще наши родители, неплохо бы что-то новое продвигать, нет? В общем, книжная поляна сейчас слегка бетонированная.

— Какие вы видите инструменты решения проблем?

— Их множество. Во-первых, господдержка — льготное налогообложение, программы финансирования академической литературы (они есть в любой стране мира). Можно предоставлять пространства задешево для независимых магазинов. Можно устраивать налоговые каникулы. А можно, например, использовать имеющиеся в распоряжении государства сети — например, «Почту России» или РЖД. Ну и антимонопольное давление должно быть. Это то, о чем мы говорим на рабочих встречах Альянса независимых книгоиздателей.

Плюс одним из главных ресурсов остается, конечно, горизонтальное взаимодействие. Есть замечательный пример того, как действуют независимые книжные издательства: некоторые из них объединились и стали самостоятельно издавать журнал для библиотек, с обложками и аннотациями.

— А подать на господдержку? Есть же и такой путь.

— Получить господдержку в нашей сфере, да и в нашей стране практически невозможно, поскольку государство рассматривает любое начинание как бизнес-проект: чтобы получить миллион, надо самому вложить миллион. Причем они предпочитают возвращать деньги: ты должен сделать фестиваль, интернет-портал или ярмарку, заполнить кучу бумаг — и тогда половину денег тебе вернут.

— То есть от государства, в общем, ничего не добьешься?

— Ну почему же. Вот сейчас в Нью-Йорк на ярмарку Book Expo поедет большой десант независимых книгоиздательств, и оплачивает этот десант как раз Роспечать. Раньше они возили туда писателей в виде свадебных генералов.

— Вы создали около полугода назад Альянс независимых книгоиздателей — вам удалось воплотить в жизнь что-то из придуманного?

— Ну, не буду преувеличивать, мы пока не сделали ничего революционного. Пока нам удается объединять склады, транспорт, создавать единую базу магазинов, готовых продавать независимых книгоиздателей. Налаживаем взаимодействие с библиотеками, вот сейчас поедем на библиотечный форум в Пермь. На Ночи музеев устраиваем ярмарку альянса в Политехническом музее.