Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

И снова о расизме

В прокат выходит фильм Тейта Тейлора «Прислуга»

В прокат выходит «Прислуга» — избыточно политкорректная, но увлекательная драма о расизме в Америке 1960-х и возможный фаворит «оскаровской» гонки.

По окончании университета начинающая журналистка Евгения Скитер (Эмма Стоун) возвращается домой в городок Джексон, штат Миссисипи: в теленовостях Мартин Лютер Кинг, Кеннеди и хиппи, а малая родина — все тот же оплот консервативных ценностей, в первую очередь махрового бытового расизма. За годы студенчества героиня успела культурно развиться и опериться в кудрявую лебедушку. Однако родной птичник, где за главного индюка непробиваемая стерва Хилли (Брайс Даллас Ховард), по-прежнему видит в ней 25-летнего гадкого утенка, чья основная жизненная миссия — завлечь самца, снести потомство и, спихнув его под опеку негритянской няни, плести интриги на собраниях женской лиги. Вместо этого Евгения по углам и дворницким расспрашивает служанок об их нелегкой доле. Подписанная Анонимом книга, которая в результате получится из этих интервью, чувствительно клюнет в темечко местное высшее общество.

«Прислуга» претендует на четыре «Оскара» (в том числе за лучший фильм), и это как будто подтверждает актуальность давнего анекдота, согласно которому гарантированный вариант получить за картину золотую статуэтку-другую – снять драму про непростую жизнь афроамериканской безногой лесбиянки.

Однако авторы, за что им нужно быть признательными, норовят не только волоком протащить зрителя (вообще говоря, зашедшего в кинотеатр развеяться) через все круги ада расового бесправия (характерный пример такого обращения – фильм «Сокровище»), но и сделать экскурсию увлекательной. Метраж «Прислуги» составляет два с половиной часа, чуть меньше, чем у «Аватара», и ее нескучно смотреть. Во многом, думается, благодаря сильной литературной основе – одноименному международному бестселлеру Кэтрин Стокетт, а его можно порекомендовать для факультативного чтения и тем людям, которых вопросы расовой сегрегации волнуют не в первую очередь.

Отчасти перед нами типовая мелодрама о девушке с характером. Евгения Скитер приходится прямой родней сонму вольнолюбивых кинематографических барышень, что, изнемогая от вздохов маменек и гнета предрассудков, бегут было с камнем к пруду, но своевременно сворачивают на альтернативную, мало кем хоженую тропинку к индивидуальному счастью. В не меньшей степени это феминистская зарисовка, где мужчины довольствуются коллективной ролью мебельного гарнитура,

а прекрасный принц – такой же, в общем, как и прочие, абсолютно деревянный, пусть и с инкрустацией, комод, без которого прогрессивная девушка свободно может обойтись.

Едкая сатира: насколько безлик мужской обслуживающий персонал, настолько любовно прописан паноптикум белого дамского окружения, где наиболее самобытные номера отданы Джессике Честейн в сварганенном на дому образе Мэрилин Монро. Пространство начинает искрить, когда Честейн сходится в кадре с Октавией Спенсер, занятой в роли ее служанки (обе актрисы номинированы на «Оскар» за лучшую роль второго плана). Плюс, наконец, конспирологический триллер (все носятся с запретной книгой) и политическая агитка уровня «Ленина в Октябре». В неторопливом финале революционный огонь еще не пылает, но кто-то уже спрыснул хрупкие стены господских усадеб бензином и нащупывает в кармане форменного фартука спички.

По части плакатности режиссер Тейт Тейлор (они со Стокетт дружат с детства и выросли в этом самом Джексоне под присмотром темнокожих нянь) ощутимо перебарщивает. Как в плохом кино негодяя можно с ходу опознать по манере прикуривать или излишне отутюженному пиджаку, так и «Прислуга» в большинстве случаев удобна тем, что хороший человек в этом фильме идентифицируется элементарно по цвету кожи, понятно какому.

Оставаясь безупречно сработанным голливудским механизмом, история, однако, позволяет себе странноватый фортель, благодаря которому ее не то чтобы стоит сразу заносить в золотой фильмофонд, но, что называется, заметить себе. Здесь долго и по-настоящему увлекательно обсуждают вопрос этнически-корректного пользования туалетом, и в ключевой экшн-сцене задействованы два десятка унитазов. А эпизод с надменной героиней Даллас Ховард и тортом можно целиком вставлять в экранизацию романа Владимира Сорокина «Норма», если таковая когда-либо будет предпринята. Доверить ее можно было бы опять-таки Тейлору: у постановщика «Прислуги» из сорокинского текста наверняка получится мейнстримовский хит о крахе тоталитаризма, адресованный самому широкому зрителю.

Новости и материалы
Врачи оценили необходимость «уголовки» для антипрививочников
Теннисистка Андреева побила рекорд турниров WTA-1000
Эксперт рассказал, что в украинском конфликте вызвало панику на Западе
В МИД РФ прокомментировали надежность российского ядерного сдерживания
Екатеринбуржца вывезли в лес, украли у него деньги и оформили кредит
Булыкин сравнил шансы «Зенита» и «Краснодара» в борьбе за титул РПЛ
США не будут вводить санкции против ЦАХАЛ, несмотря на нарушения прав человека в Палестине
Певица Жасмин показала фото со свадьбы сына, на которую потратили более 10 млн рублей
Серега рассказал, что поменял бы в творчестве Shaman
Матч между ЦСКА и «Спартаком» назвали бездарным зрелищем
Названа стоимость нового кроссовера Duster
В ЦБ РФ назвали последствия выдачи «бесплатных денег» отдельным отраслям экономики
Москвичей предупредили о похолодании в начале мая
Набиуллина сообщила, как ЦБ собирается бороться с мисселингом
В Коми полицейские заставляли невиновных писать явки с повинной и «раскрыли» так 16 дел
Польский генерал сообщил об одной из главных целей ВС РФ на Украине
Россиянка дала соседке телефон для вызова скорой, но та его продала
Эминем планирует избавиться от своего альтер эго в новом альбоме
Все новости