Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Картина в трех действах

Хореограф-художник Шен Вэй показал Европе три премьеры своих перформансов

Знаменитый нью-йоркский хореограф и постановщик перформансов Шен Вэй показал ряд своих работ на «Открытом фестивале» в итальянском городе Реджо-Эмилия. Корреспондент «Парка культуры» отправился в Италию, чтобы увидеть своими глазами его программу «Re-Turn», которая включила в себя три европейских премьеры и во всей полноте продемонстрировала уникальный стиль художника.

Жанр современного искусства, именуемый перформансом, обязан своим названием слову, отсылающему к понятию спектакля, представления. Однако при этом он изначально понимался как нечто противоположное театральной традиции. Художники-перформеры всегда старались, да и сегодня стараются избегать привычной сцены и зрительного зала, равно как и излишней отрепетированности своих действий. Чем спонтаннее, тем будто бы вдохновеннее.

Но все каноны имеют свойство меняться. Китайский хореограф Шен Вэй, эмигрировавший в 1995 году в Америку, поставил себе целью превратить перформанс в зрелище максимально выверенное, отточенное, драматургически цельное и пластически выразительное. Его опыты по скрещиванию концептуального художественного жеста с современным балетом привели к появлению особого стиля, практикуемого труппой под управлением маэстро. Для расширения творческих возможностей он даже основал в Нью-Йорке собственную компанию «Танцевальное искусство Шен Вэя» (Shen Wei Dance Arts).

Популярность перформансов в исполнении этой команды давно шагнула за океан, однако европейские гастроли у них бывают нечасто. Нынешний «Открытый фестиваль» в Реджо-Эмилии предоставил Шен Вэю сразу два несходных между собой формата, чтобы выявить разные грани его фирменного стиля. В городском театре Valli состоялось трехчастное представление «Re-Turn», где были показаны сценические версии перформансов (два из них демонстрировались в Европе впервые). А в музее Collezione Maramotti труппа Шен Вэя устроила site-specific show (то есть перформанс, созданный специально для места, в котором его показывают). Подобное шоу труппа делала в июне этого года в Нью-Йорке по заказу музея Метрополитен. Однако если у себя дома исполнители при помощи согласованных телодвижений и перемещений в пространстве (которые при некотором допущении можно назвать и танцем) обыгрывали коллекцию мраморных и бронзовых скульптур, то в Реджо-Эмилии фоном для действия стали арт-объекты и инсталляции. Принцип же драматургии остался неизменным:

полуобнаженные перформеры обоих полов на языке пластики трактовали музейные экспонаты и вовлекали публику в освоение архитектоники здания.

Проще говоря, завладевали вниманием толпы и водили ее за собой по залам и лестницам.

В нынешнем варианте соотнесение шоу с архитектурой получилось особенно выразительным – музей располагается в здании бывшей фабрики, где в послевоенные годы шили одежду марки Max Mara. Теперь здесь, конечно, нет ни раскроечных столов, ни швейных машин, но производственная планировка и соответствующий антураж были отчасти сохранены. Так что метания труппы по этажам (включая переезды в лифте) носили даже несколько авантюрный характер. Впрочем, это была лишь видимость авантюры: Шен Вэй славится именно математической точностью своих постановок. Рождая поначалу ощущение хаоса, он весьма жестко контролирует ситуацию. Нет ни секунды, когда бы организованный им псевдохаос переходил бы в сумятицу. Рваные – но в действительности очень просчитанные – ритмы быстро подчиняют себе аудиторию. Помимо воли зритель из пассивного наблюдателя втягивается в соучастие: начинает подыскивать себе все новые и новые позиции, двигаясь вслед за артистами, и поминутно вертит головой, поскольку конфигурация представления постоянно меняется. По сути,

публика исполняла здесь свой, параллельный перформанс, хотя прямых указаний от маэстро никто не получал.

Иная атмосфера царила следующим вечером в театре Valli, где компания «Танцевальное искусство Шен Вэя» давала шоу из трех перформансов – «Near the Terrace», «0-11» и «Re- (Part III)». Золоченые ярусы, потолочные росписи, красный бархатный занавес – могло даже показаться, что сейчас здесь будет показ классического балета или оперного спектакля. Но первые же шаги – вернее, переползания – актеров по сцене эту иллюзию полностью развеяли. Под медитативную музыку эстонского композитора Арво Пярта труппа из 12 человек воплощала аллегорию бренности земной жизни – так можно было расценить увиденное в отсутствие либретто. Пожалуй, этот номер оказался самым ориенталистским из всей программы, хотя Шен Вэй на дальневосточную экзотику обычно никогда не напирает, предпочитая интернациональные метафоры. Относительно короткая интермедия «0-11» запомнилась экспрессией и ловкостью, с которой солистка покрывала свое тело пятнами краски разных колоритов. (Кстати, в музейном перформансе тоже присутствовал эпизод с краской: двое исполнителей окунались в ванну, залитую черной тушью, и скатывались вниз по белоснежному пандусу, оставляя на нем следы – будто в напоминание о давней практике художника Ива Кляйна.) А наибольший эффект на зрителей произвело финальное действо под названием «Re- (Part III)», представлявшее собой умопомрачительную смесь из маршировки, кружений дервишей и судорожных пируэтов.

Босоногие перформеры двигались в таком темпе и по столь витиеватым траекториям, что казалось, столкновения и сбои просто неизбежны.

Однако все завершилось благополучно (надо полагать, отнюдь не по счастливой случайности, а благодаря железной хореографии).

На протяжении шоу ни одного типично балетного па замечено не было: Шен Вэй верен своему методу, предполагающему перенос в артистическое пространство утрированных, преувеличенных телодвижений из жизни вокруг. Да и присущая его работам междисциплинарность не позволяет приравнивать их к танцам как таковым. Поговаривают, впрочем, что к опыту китайско-американского постановщика внимательно приглядываются худруки крупнейших музыкальных театров мира. Так что, возможно, скоро перформансы Шен Вэя начнут теснить на академических подмостках «Жизель» с «Лебединым озером».

Новости и материалы
Dava и TSOY пришли на день рождения победительницы «Новых Звезд в Африке» Искандаровой
Российские военные ударили по месту в Херсоне, откуда ВСУ запускали дроны
Шойгу анонсировал скорое вступление Белоруссии в ШОС
На Украине подтвердили уязвимость танков Abrams перед российскими дронами
Пермяка осудили на десять лет за приготовление к поджогу военкомата
Полежайкин из «Папиных дочек» рассказал о съемках с инвалидностью
В Германии оценили последствия передачи ATACMS Украине
ИИ в «Авито» создаст продавцам тексты объявлений
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Дочь Маликова продает поношенные вещи на 1,2 миллиона рублей
Все новости