Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мы становимся совершенно невыгодны»

Интервью с Гарри Бардиным

Легендарный режиссер-мультипликатор Гарри Бардин рассказал «Парку культуры» о бедственном положении анимации и детского кино, критериях отбора сценариев и необходимости смены логики в культурных ведомствах.

Сегодня открывается очередная конференция, в рамках организованной агентством «Национальные бизнес-форумы» серии, посвященной киноиндустрии. Сегодняшняя конференция получила название «Финансирование проектов киноотрасли», и особое место на ней займет вопрос финансирования детского и юношеского кино. Накануне конференции корреспондент «Парка культуры» встретился с ее участником, мультипликатором Гарри Бардиным.

— С нескольких сторон за последнее время прозвучали обещания, касающиеся финансирования кино, в том числе детского. Например, глава Фонда поддержки российского кино Сергей Толстиков на заседании правительственного совета по развитию отечественного кинематографа говорил, что в будущем его организация может расширить свою деятельность за счет финансирования детского кино...

— Но там речь идет о полнометражном кино.
<1>
— Толстиков называет его термином «зрительское кино»

— Это коммерческое кино, что как бы скромно и стыдливо умалчивается.

— А вообще уместно ли делить детское кино на коммерческое и некоммерческое?

— Мне кажется, что неуместно и некорректно, потому что как оценить с этой точки зрения «Ёжика в тумане»? Это коммерческое кино? Это же история про познание мира, всеобъемлющая тема, но можно было бы сказать, что оно нерентабельно с точки зрения сегодняшнего дня, когда главным критерием является коммерческий успех. И это самая сокрушительная ошибка, которая допускается. Потому что рентабельность определяется добротой выращенного человека. Выбор таков: мы вложили что-то, извините за пошлость, доброе и вечное в душу ребенка — или мы его развлекли, он похохотал и забыл через пять минут про наше кино? Вопрос рентабельности очень скользкий.

— Возможен ли компромисс?

— Компромисс возможен, если мы перестанем кивать на полнометражные фильмы. Потому что «Серая шейка» — это не полнометражный фильм, «Винни-Пух» не полнометражный фильм, «Каникулы Бонифация» не полнометражные, «Крокодил Гена и Чебурашка» — это все не полнометражные фильмы, но они остались в нашей шкатулке, «золотой шкатулке» советской мультипликации. Их никто никогда не оценивал с точки зрения рентабельности. Но наступили новые времена, и когда его величество рубль встал во главе, то все «ромашки спрятались, поникли лютики».

— В отсутствие кинотеатрального проката, который недоступен сейчас для неполнометражного кино, возможна ли какая-то модель экономической самоокупаемости мультипликации?

— Короткометражные фильмы сейчас признаются «неформатом». А должен сказать, сила мультипликации в краткости изложения, в лаконизме, метафоричности. За десять минут можно рассказать о том, на что в полнометражном игровом фильме уйдет полтора часа. Сейчас этого достоинства мультипликация лишена. Почему? Рассказываю, как было раньше (не потому, что я стар и бухчу на новые времена, а потому что мы с водой выплеснули ребенка): у нас был прокат худо-бедно, потому что специализированных кинотеатров было мало, но они были, и были сборники — знаете, что это такое?

— Мне только «Веселая карусель» в голову приходит...

— «Карусель» — это десять минут, собранные из сюжетов маленьких. А были сборники, которые какие-то люди в кинотеатрах формировали в программы. И это была эстонская мультипликация, армянская, грузинская, украинская, и это были пятиминутные, десятиминутные, самые разные, собранные в программу. И вот эта программа шла час двадцать, полтора часа — и дети смотрели разные сюжеты, и это казалось нормальным, и нас видели. Сейчас ситуация жуткая: видят в кино, если видят, только полнометражные фильмы. Со мной, например, произошла просто трагическая история, потому что я сделал полнометражного «Гадкого утенка» — в прокате провал полный: немногие знают, что он вообще прокатывался.

— А что случилось?

— Отсутствие рекламы, недобросовестность дистрибуторов: 117 копий — это для России достаточно много, но прокат булькнул, и разошлись круги. Сейчас люди скачивают и покупают DVD — кто почестнее, покупает DVD, кто менее, тот скачивает. Мы не вернули бюджет, не обогатились за счет этого фильма. Но как вообще получается с полнометражными фильмами? Человек хочет, чтобы его работу увидели, — он заточен на полный метр, а не каждому это по плечу. Я сейчас говорю не о себе, а в принципе. Не каждый может сделать полнометражный фильм. Другие законы жанра, другая драматургия, другой темпоритм. Но если человек делает короткий метр (а как правило, дебютанты делают короткий метр), это становится достоянием фестивальных экранов, в том числе международных, — и там они гуляют почем зря. Но наш зритель, российский, обделен: он этого не видит, даже если фильм оказывается шедевром. В который раз говорю, у Саши Петрова «Моя любовь» — шедевр. Кто его видел в России? Хотя совместно с Первым каналом сделан. И казалось бы, уж точно Первый канал должен показывать — нет, этого не произошло. Неформат? Неформат.

— С кинотеатрами понятно, а телевидение?

— Телевидение не покупает, а если покупает, то как семечки. Существует стереотип мышления: мультики — это что-то копеечное и маленькое, хотя все наоборот. Мультфильмы — это многотрудно и достаточно затратно. Забывают еще и о том, что век игрового кино сравнительно короток. Может быть замечательный фильм с хорошим актером, но у него накладные плечи сороковых годов — современному человеку будет трудно ему сопереживать, и он становится «неформатен» для восприятия. А мультипликация — она вне времени. Если она сделана качественно, если она говорит о каких-то вечных истинах, она может жить очень долго. Поэтому сейчас молодые родители бросились покупать старую советскую мультипликацию. Потому что это очень качественные мультфильмы, они сделаны очень тщательно и профессионально. А у нас есть провал в профессии: за двадцатилетие, когда было не до мультипликации, школа рухнула. Людей, которые умеют обращаться с мышкой, много, но это не всегда можно назвать мультипликацией.

— Лет пять назад на фестивале анимационного кино в Суздале звучали слова о необходимости отказаться от зависимости от государства. Сценарист Владимир Голованов объяснял скупость в самовыражении «самоцензурой», директор фестиваля Александр Герасимов тоже говорил про рыночную независимость. Теперь и Герасимов, и худрук «Смешариков» Прохоров, и занимающийся альтернативной мультипликацией Павел Мунтян участвуют в недавнем «круглом столе» «Российская анимация в ожидании системной государственной политики». У анимации нет шансов на самостоятельное выживание в России? И чем может помочь государство, кроме как дать денег на производство? Заставить телеканалы показывать сделанное, а зрителей — смотреть?

— Государство оказало, с одной стороны, добрую, а с другой, недобрую услугу. Оно отторгло нас от каналов. По закону о СМИ детское кино не должно прерываться рекламой. Поэтому мы становимся совершенно невыгодны. Есть какая-то квота, обязывающая показывать детское, — и каналы ставят мультфильмы на такое время, что это то ли для стариков, страдающих бессонницей, или же для больных детей, которые всю ночь не спят. Кто будет в шесть утра смотреть? Это игры с законом, которые уже никакого отношения к детям не имеют, здравого смысла в этом нет.

— А есть какой-нибудь оптимистический сценарий?

— Оптимистический сценарий таков. Когда во главе ведомств становятся не евнухи, а заботливые отцы, у которых есть дети, которые не смотрят телевизор в шесть утра, а в более приличное время, они озаботятся и поймут: да, нужно зону искусства сохранить. Если это искусство и это первая картинка, которую видит ребенок, она должна быть качественная, как вода или творожок «Агуша». Должен быть «экологически чистый продукт», востребованность которого определяет не рентабельность, а экология души. И это уже не Сергей Толстиков должен определять, а кто-то другой.

— Еще в департаменте кинематографии Минкульта произошла перестановка: новый глава, Тельнов — бывший директор Ленфильма. На эту сторону есть какие-то надежды?

— С ним еще не встречался. Я являюсь членом экспертного жюри. Во всяком случае, был им — не знаю, оставили меня сейчас или нет. И как эксперт я прочитывал массу сценариев. Но критерии оценки, которые мне давали, то, как я должен был оценивать, с какой точки зрения — это бред собачий.

— А критерии устанавливает департамент?

— Да, департамент. А им, наверное, кто-то сверху. «Насколько влияет на формирование патриотического духа, осознание истории государства Российского, гордость за свою историю...» и прочие какие-то вещи, которые писал то ли какой-то Михаил Суслов, то ли нынешний Сурков. Никакого здравого смысла. После такой аннотации, написанной идеологом сверху, читаю сценарий, где мышка нашла семечко и тянет его в норку, а встречается ей белочка, и начинается диалог между мышкой и белочкой. Какое это имеет отношение к патриотическому воспитанию молодежи, понять не могу. Другое дело, что и сценарии становятся соответственно иезуитскими. То есть те, кто хотят запуститься и знают критерии (а они знают), начинают давить на православие, на то, что востребовано сегодня властью. И вот потоком идут православные истории — у нас про партию столько не было, когда православия не было, а была партия, то есть другая официальная вера. В итоге я ставлю низкие оценки и выгляжу белой вороной. Но я не вижу в этих сценариях искры божьей (я говорю не о православии, а о таланте). Его я там не нахожу — это довольно грустно. Плюс нет еще одного звена в работе экспертного жюри, о чем я всегда говорю: мы должны отвечать за то, что получится из принятого к работе. Сейчас мы готовый результат никак не отслеживаем: принимают работу другие. Мы даем отмашку, а дальше трава не расти.

— А может государственное ведомство руководствоваться негосударственнической логикой в экспертной оценке?

— Думаю, при желании это возможно. Нужно просто доверить это профессионалам. И это не только режиссеры и сценаристы, но и люди просто интеллигентные, достаточно образованные. Должна быть какая-то академия, которая подняла бы планку, чтобы работы не были просто товаром, а оставались в душе на долгие годы. Чтобы дети, которые их увидят, захотели бы потом показать их своим детям. Государство должно этим озаботиться. Но когда Госпремию дают «Смешарикам», а не фильму «Моя любовь» Александра Петрова, это смещение понятий.

— Но они немного в разных плоскостях существуют…

— И то и другое — мультипликация, а государство выбирает достойный образец. И я не понимаю выбор, который делается. Как будто у нас не было мультипликационной традиции. Или вот еще патриотические, православные эти мультфильмы, про богатырей, сделанные по американским лекалам… Ну посмотрели бы «Конька-горбунка» Ивана Петровича Иванова-Вано, с замечательным рисунком Мильчина: грех отказываться от такого наследия! Я жду каких-то встречных шагов от власти, потому что в эту область надо вкладываться. То, что коммерчески успешно, выстоит — за счет маечек, карандашей… Но есть еще то, что требует поддержки, чему нужно подставить плечо. Есть люди на «Мельнице», есть в Питере — Дарина Шмидт, Лиза Скворцова – замечательные! Дайте им возможность вырасти, подставьте плечо.

Новости и материалы
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Все новости