Прошедший за три мультфильма через огонь, воду и рождение детей Шрэк остепенился. Нет больше грозного великана с асоциальным характером, наводившего ужас на всю округу. Есть тихий семьянин, окруженный любящими друзьями и карапузами. Но семейная жизнь — испытание почище схватки с драконом. Проснуться от воплей младенцев, переодеть их, поиграть, покормить, вычистить выгребную яму, перетерпеть экскурсию потерявших страх горожан, а вечером пережить нашествие шумного семейства Осла и рухнуть в кровать без задних ног —
от такого дня сурка озвереет любой, даже самый добрый огр.
Когда в голове Шрэка пеленки окончательно зайдут за распашонки, появится гном Румпельштильцхен с волшебным договором наперевес. Договор сулит Шрэку ностальгическую экскурсию во времена, когда он был бравым холостяком, не обремененным ответственностью и браком. Забыв на радостях прочесть условия, приписанные мелким шрифтом, Шрэк попадает в альтернативную реальность, в которой все приходится делать заново — заново спасать королевство, заводить друзей и завоевывать Фиону.
Можно по-разному оценивать вклад в культуру мультфильма, проложившего шоссе в большое кино для балагурящих зверушек, и ни капли не тащиться от глумливой модернизации, которой в фильме подверглись старинные сказки.
Но не уважать «Шрэка» нельзя.
Все-таки он был первопроходцем, получившим в 2002 году «Оскар» в новоучрежденной номинации «Лучший анимационный фильм», участвовал в конкурсе Каннского фестиваля, стал особой вехой, и ему не откажешь в ловкости. С самого начала «Шрэк» играл на два лагеря: с одной стороны — киноманские цитаты, вывернутые наизнанку канонические сюжеты и разбитной юмор на грани фола, с другой — трогательная приключенческая басня со счастливым концом и актуальной моралью. Причем создатели мультфильма (каждый раз разные) все время умудрялись поддерживать равномерный огонь. Сиквелы не уступали ни оригиналу, ни друг другу — градус острот оставался прежним, балаган разрастался, Шрэк снова и снова доказывал: главное — не то, что снаружи, а то, что внутри.
Казалось бы, шутка про зеленого великана, повторенная уже в четвертый раз, не может снова оказаться смешной, да и сюжетные возможности себя исчерпали.
Ан нет, «Шрэк навсегда» нагло выруливает из тупика, прокладывая маршрут для подзастрявших франшиз — когда не знаешь, что еще выдумать, можно взять в оборот альтернативную реальность и полностью обнулить рассказ.
Но сюжет «Шрэка навсегда» держится не только на этом трюке: гораздо интересней то, что пока мультфильм развивался технически (так, «Шрэк навсегда» выпущен в формате 3-D), герой франшизы тоже развивался и рос. И ежели приглядеться, фильмы серии складываются в историю взросления, ведь за 4 мультика огр прошел вполне человеческий путь от юности к зрелости. В первом Шрэк типичный подросток — нелюдимый, закомплексованный, влюбленный. Во втором и третьем он социализируется, учится брать на себя ответственность и заводит семью. В четвертом пожинает плоды в виде кризиса среднего возраста.
«Шрэку навсегда» далеко до «Валли» и «Вверх», но это, пожалуй, самый взрослый мультфильм из всей франшизы.
Шрэк здесь не сказочный монстр, а уставший мужик, размышляющий об упущенных возможностях и утерянной свободе. Альтернативная Фиона — обиженная на мужчин феминистка, которая уже не верит в глупости про поцелуй истинной любви и пришла к выводу, что полагаться следует только на себя, потому что рыцаря иной раз не дождешься. Хорошо (а может, наоборот, плохо), что мультфильм заявлен как последний в серии. Только представьте, каким бы, сообразно текущей логике, мог получиться следующий фильм про похождения постаревшего Шрэка: «Шрэк-5 — седина в бороду, бес в ребро».