Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Телогрейка для пластмассового

Экспозиция «Мой дом – Россия. ХХ век»

Столичный музей под названием «Обретая свободу» предъявил публике экспозицию «Мой дом – Россия. ХХ век», где наша недавняя история отображена в типических интерьерах прошлого столетия.

Попытка запустить этот проект имела место еще в прошлом году, но дело тогда уперлось в конфликт между двумя институциями. Прежний владелец особняка на Делегатской улице – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства – решительно противился передаче своих помещений филиалу Государственного центрального музея современной истории России (в прежней жизни – Музея революции). Два равно уважаемых заведения вели междоусобные бои до тех пор, покуда Минкульт не унял это кровопролитье, издав надлежащие документы и сделав соответствующие внушения. Главное здание городской усадьбы графов Остерманов–Толстых (в советское время здесь размещался Совет министров РСФСР) теперь вроде бы окончательно закреплено за музеем «Обретая свободу», а прикладники вынуждены довольствоваться примыкающими флигелями.

Романтическое название нового музейного отдела вызывает, признаться, недоумение. Неужто здесь и впрямь полагают, что слоган «Обретая свободу» может быть поставлен эпиграфом к русской истории ХХ века?

Как минимум, следовало бы использовать более диалектичную формулу. Скажем, «Теряя и обретая свободу» – что-нибудь в этом духе, если уж нельзя обойтись без упоминания гражданских вольностей... Так или иначе, экспозиция «Мой дом – Россия» никаких особых трактовок в части завоевания свободы или ее утраты не предлагает. Задача тут просматривается скорее этнографическая. Специфика выставки (судя по всему, она останется в залах надолго и будет играть роль постоянной экспозиции) заключается в том, что от отдельных витрин с экспонатами здесь отказались, используя взамен принцип музейной инсталляции. Выражаясь научным языком, проект основан на «создании типологических реконструкций частных и общественных интерьеров». В аннотации говорится также, что выставка эта интерактивная, но тут уж вы не слишком обольщайтесь. Руками ничего потрогать вам не дадут, равно как и джойстика для каких-нибудь виртуальных игрищ не предложат.

Похоже, «интерактивность» возникла в официальном тексте для красоты слога. Любят у нас в музеях звучную терминологию.

Но зрелище все равно получилось инновационное, как ни крути. Реконструируя ту или иную среду обитания, устроители не довольствовались условным антуражем, а вживались в образы на всю катушку. С тщанием, достойным фильмов Алексея Германа, музейщики не просто соорудили интерьеры из подлинных предметов, но и максимально имитировали эффект присутствия хозяев. Мол, выбежали те на пять минут за хлебушком, того и гляди вернутся... Но только начинаешь в предложенную ситуацию верить, как впечатление обламывают ряженые манекены. Все-таки дизайнерское усердие должно иметь точные эстетические границы, иначе труды идут насмарку.

Разве сложно было доиграть до конца в ту игру, что возникает на старте?

Только вещи, только их взаимосвязь — а людей пусть дорисовывает воображение.

Так нет же: на кухне в ленинградской коммуналке 30-х годов вдруг из воздуха материализуется женский манекен, которому самое место в витрине бутика. Натурально, на тетке красуется подлинное одеяние той эпохи, но никакая аутентичность платья от разрушения иллюзии уже не спасает. А когда в жилом бараке строителей Магнитки обнаруживается пластмассовый персонаж в телогрейке и валенках (типа пришел со смены, жрать охота), то понимаешь окончательно: все, накрылся тонкий замысел.

Не будет здесь города-сада.

Ведь буквально только что ты пытался представить себе «квалифицированного рабочего-печатника» в Нижнем Новгороде 1900-х годов, у кого на столе запросто валяются «Записки революционера» пера господина Кропоткина. Ну да, мысленный образ владельца комнаты до конца не вырисовывался, однако имелась в этом определенная интрига. Неужто Паша Власов из романа «Мать»? И кто были те загадочные семинаристы, чей учебный класс реконструирован с неожиданным трепетом? А после этого получайте огородных пугал в нелепых позах, да еще кое-где дурацкие фотообои для пущего контекста. Огрехи в сценарии накапливаются столь стремительно, что от первого позитивного впечатления вскоре не остается и следа.

Скажете: к чему придираться, сделали, как сумели, все равно же прикольно?

А придираться стоит хотя бы потому, что сама затея с историческими интерьерами не столь очевидна, как может показаться в умозрении.

Превратить ее в занятное и убедительное шоу способна лишь очень выверенная драматургия. Иначе акцент неминуемо смещается в сторону наглядных пособий. Музей, конечно, не театр: тут не принято на манер Станиславского привередничать «верю – не верю». Но коли взялись менять музейные установки, могли бы и сценографию включить в число профессиональных навыков. Пока же, увы, зрелище до взрослого «спектакля» не дотягивает и адресовано прежде всего школьникам. Вот, дети, смотрите, как жили ваши недавние предки – тут дворянская гостиная со старорежимной мебелью, тут крестьянская изба с лавками и ухватами, а вот кабинет дедушки Калинина, где он принимал ходоков с челобитными. Хорошо хоть чучело всесоюзного старосты не додумались усадить за стол.

В сумме инсталлированы 16 интерьеров разных времен и функциональных назначений. Кроме упомянутых выше назовем еще типовую однокомнатную квартиру в «хрущобе» (эпоху символизируют гэдээровский столик на тонких ножках, магнитофон «Яуза», Ремарк с Хемингуэем на книжной полке, баночка «кофе натурального без цикория»), реконструированный номер в почившей гостинице «Россия» (для «оживляжа» в телевизоре демонстрируют фрагмент фильма «Мимино»), кабинет в подмосковном ЦУПе с весело мигающей электронно-вычислительной машиной, а также интерьер дачной террасы, воспроизведенный с особенной и где-то даже объяснимой нежностью.

В последнюю же по счету комнату заходишь буквально как к себе домой – речь приблизительно о той самой стандартной обстановке, в которой Женя Лукашин с Надей отмечали свой нестандартный Новый год. На мониторе здесь крутится что? Правильно, «Ирония судьбы». А рядом с искусственной елкой опять фигурирует пластиковая топ-модель, обряженная в вечернее платье по фасону 70-х.

Какая все-таки гадость эта ваша заливная рыба...

На этом экспозиция временно обрывается, однако до конца года музейщики планируют создать заключительный раздел под названием «Россия в постсоветский период». Что именно в нем будет представлено, в точности не известно. Долетал только слух об «умном доме», который олицетворит пришествие компьютерных технологий в наш допотопный быт. Если других идей на тему постсоветской жизни пока нет, то можем подкинуть пару-тройку оных для обсуждения на ученом совете.

Предыдущие реконструкции базировались на уже имеющихся музейных фондах, а для наиновейших задумок все равно придется собирать материал. Значит, и дополнительный бюджет надо будет выискивать... Так что прикиньте: неплохо бы воссоздать интерьер среднестатистического офиса, типовой шалаш бомжа, характерную секцию Черкизовского рынка и обстановку олигархического особняка на Рублевке. Если уж бороться за дальнейшую историческую достоверность, то по всем фронтам и с должным размахом.

Новости и материалы
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Дочь Маликова продает поношенные вещи на 1,2 миллиона рублей
Россиянин отсудил компенсацию у бывшей девушки за вещи, которые она выставила за дверь
Фриске показала, как выглядит ее грудь после пластики
Пилот, посадивший самолет в пшеничном поле, устроился на работу в такси
Гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг лично передал новый ИИ-ускоритель главе OpenAI
Уровень реки Ишим в Тюменской области превысил исторический максимум
В аэропорту Кишинева задержали очередную группу вернувшихся из Москвы оппозиционеров
В РФ хотят запретить «Антироссийское сепаратистское движение»
160-килограммовая модель Тесс Холидей рассказала о жизни с анорексией
В США отказались выплатить гонорар россиянину за победу на UFC 300
Все новости