Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

А Иван-то Грозный!

Культура по четвергам

Культура по четвергам: Премьера фильма Павла Лунгина «Царь» стала хорошим поводом поговорить о борьба мифа с символом и привязанности первого русского царя к вековечному стремлению «а поговорить?».

Иван Грозный – это такая российская «черная метка», появляется чуть ли не каждый раз, когда приходит пора поговорить с Россией о власти, причем поговорить «по понятиям», чтобы и Россия, и власть если не прислушались, то хотя бы разобрали несколько слов. Такой разговор — занятие довольно бессмысленное, но Иван Грозный остается его обязательным атрибутом, чем-то вроде обращения «милостивый государь». Дальше можно ставить запятую и излагать новые соображения о природе власти.

А можно и не излагать: все равно понятно, что раз Грозный – значит пришло время серьезного разговора.

Павел Лунгин сказал в одном из интервью, что его интересует русский миф, в который превращается Иван Грозный, и еще он хотел в своем фильме поговорить о том, что вседозволенность власти чрезвычайно опасна. Получилось чуть-чуть иначе.

С выходом «Царя» главные российские фильмы об Иване Грозном выстроились в триаду «православие—самодержавие--народность»: за народность, понятно, отвечает комедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», за самодержавие – монументально-страшный, аффектированный «Иван Грозный» Эйзенштейна. Лунгин, пытаясь исследовать вопрос самодержавия, на самом деле говорит о вере. Он еще в «Такси-блюзе» показывал, как чувствует себя человек, у которого собственный бог. В «Острове» тот же самый Мамонов искал утраченного бога.

Теперь вот «Царь», где его герой сам себе становится богом.

Это очень личная, небольшая, история России. В «Царе» мало народу, а какие есть – все символы, мифы или хотя бы метафоры. Царь-шизофреник, царь-параноик, царь-самодержец, царь-самодур. Митрополит-мученик. Опричники-назгулы. Царица-садистка. Воеводы-герои. Охлобыстин — верткий бес. Есть еще блаженная девочка (похоже, метафорическая Россия) – опричники хотят ее снасильничать, Грозный – приголубить, а она, в рифму к митрополиту Филиппу, увещевающему царя, пытается иконкой остановить медведя.

В системе фильма противопоставление Иван Грозный – митрополит Филипп – это, в сущности, борьба мифа с символом.

Никто не сильнее: они в разных системах координат. Когда миф гладит по волосам метафору, а символ говорит мифу: «Покайся», — из этого трудно сделать какие-то серьезные выводы. И противостояние черного и белого, на котором основан весь фильм, сразу же теряет смысл.

Конечно, миф с символом можно свести на одном поле, но это будет упрощением: грешник и святой, власть и церковь, болтун и молчун, антонимы множатся и юродствуют. Еще того хуже — правитель и интеллигент. Хотя сегодня противопоставление «власть – интеллигенция» имеет не больше смысла, чем противопоставление «курица – яйцо». Можно и так: царь – человек, собственной волей создающий царство божие на земле (получается ад, но ведь ада он и ожидает), митрополит – человек, который думает лишь о настоящем Царстве Божием и понимает, что на земле он временно.

Иван Грозный существует здесь и сейчас и подчиняется только самому себе, Филипп (последняя и одна из лучших ролей Олега Янковского) существует в вечности и исполняет Божью волю.

Виселиц в «царской» стране больше, чем людей, в немногочисленной массовке то и дело попадаются хихикающие мальчики, да и вообще вся серая, временем запорошенная Россия состоит из двух подвалов, одного коридора, речки, садика, двора, одной крепостной стены и нового здания без крыши. Все это, включая массовку и исторические несуразности, выглядит параноидальным клаустрофильским бредом Ивана Грозного, в котором от страха божьего остался только страх. У него просто не хватает размаха придумать что-нибудь менее очевидное, чем садик весь в цвету, где бродит святой человек митрополит Филипп, или темный подвал, в который можно поместить сразу всех государственных преступников.

Лунгин всегда был прямолинеен на грани пошлости, а тут, похоже, превзошел самого себя.

Его «Царь» больше всего похож на грубо выточенную из дерева детскую игрушку, в которой медведь и кузнец попеременно стучат по наковальне. Наковальня – Россия. О чем бы ни собирался говорить режиссер, у него получился разговор скорее о шизофрении и о религиозном самосознании, чем о природе власти.

Но это совершенно неважно – о чем он хотел говорить и что у него получилось. Важно, что возник сам разговор.

Вряд ли хоть какое-нибудь произведение искусства, если, конечно, оно не написано самим властителем, способно что-то изменить во властном самосознании. Книги и фильмы об Иване Грозном создаются, конечно, не для власти.

Похоже, миф о царе начинает требовать переосмысления, когда цари перестают сами себя переосмысливать.

Иван Грозный – идеальный российский миф, его можно представлять как угодно, как великого царя или как смешного, прозванного Васильевичем. Лунгин вот предложил шизофреника, грозного царя в грозное время.

Эйзенштейн со своей версией Грозного – самодержца и мрачного гения — когда-то нарвался на сталинские указания: «Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким, можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким... Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть еще решительнее». Булгаковский «Иван Васильевич», переиначенный Гайдаем, рассказывал о том, как измельчали цари. В гайдаевском «...меняет профессию» многие видели иносказание о природе «застойной» власти, союзе управдома и вора. Сорокинская стэнд-ап комеди «День опричника» и вовсе была сатирой на современность.

Похоже, разговор художников об Иване Грозном не то чтобы предупреждение власти, а выражение какого-то общего томления. Ну вот очевидно же, что с властью нужно поговорить, вот совершенно же очевидно. Нет, не поставить на вид, а так просто, чисто пообщаться. Вы там это... Ивана Грозного помните? Хотите поговорить об этом?

Новости и материалы
Экс-тренер «Вашингтона» объяснил главную проблему Овечкина
Автокомпания Chery назвала дату старта продаж нового Tiggo 9 в России
Dava и TSOY пришли на день рождения победительницы «Новых Звезд в Африке» Искандаровой
Российские военные ударили по месту запуска дронов ВСУ в Херсоне
Шойгу анонсировал скорое вступление Белоруссии в ШОС
На Украине подтвердили уязвимость танков Abrams перед российскими дронами
Пермяка осудили на десять лет за приготовление к поджогу военкомата
Полежайкин из «Папиных дочек» рассказал о съемках с инвалидностью
В Германии оценили последствия передачи ATACMS Украине
ИИ в «Авито» создаст продавцам тексты объявлений
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Все новости