Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Я делал то, во что верил»

Умер актер Петр Вельяминов

В воскресенье, 14 июня, в Санкт-Петербурге на 83-м году жизни скончался народный артист России Петр Сергеевич Вельяминов.

Его творческую судьбу не назовешь простой — она полна противоречий. Он не имел специального актерского образования, но был народным артистом РСФСР. Очень поздно дебютировал в кинематографе (впервые на экране Вельяминов появился, когда ему было изрядно за сорок), но невероятно много сыграл — на его счету более семидесяти ролей. Играл в основном роли, вызывавшие идиосинкразию даже в советские времена, — «правильных» секретарей райкома, председателей колхоза, директоров заводов и т.п. — но при этом был по-настоящему любим зрителем, народным артистом он был не только на бумаге. Наконец, будучи отпрыском одного из древнейших дворянских родов империи, он стал экранным воплощением настоящего коммуниста, поднявшегося из низов.

Впрочем, сложной была не только творческая судьба Петра Вельяминова — его реальную биографию никак не назовешь ни типичной, ни тривиальной.

Представитель 39-го колена рода Вельяминовых (если считать от основателя рода, племянника норвежского конунга Хакона II, пришедшего в 1027 году с трехтысячной дружиной на службу к Ярославу Мудрому) родился в 1926 году в семье военного. Что, впрочем, неудивительно — Вельяминовы служили испокон веков, как рассказывал сам Петр Сергеевич, «все Вельяминовы были военными, так повелось. Родовая профессия».
Отец Петра Вельяминова, Сергей Петрович, был царским офицером, окончил в Петербурге кадетский корпус и юнкерское Павловское училище, ушел в 1916 году на Первую мировую. С 1918 года служил в Красной армии, командовал полком в Воронеже и дослужился до командира Первого батальона элитной Пролетарской дивизии. В 1930-м по навету был арестован, дали десять лет, из которых в лагере провел пять. В 1941 году Сергей Петрович пошел добровольцем на фронт, воевал простым солдатом, так как после ареста был лишен офицерского звания. В сорок четвертом был арестован повторно и отсидел еще десять лет.

А незадолго до этого, в марте 1943 года, арестовали Петра, 16-летнего выпускника школы.

Петр Сергеевич рассказывает: «Меня репрессировало особое совещание города Москвы. На нашей лестничной площадке жила девушка, с которой мы учились в одной школе. Я был частым гостем в их семье. Ее отец — доцент Московского инженерно-строительного института дружил с одним из преподавателей того же вуза, который по предписанию должен был сдать радиоприемник, так как во время войны держать такие вещи категорически запрещалось. А он не сдал. После его ареста хватали всех, кто имел к нему хоть какое-то отношение. Был арестован и отец этой девушки, который назвал меня частым посетителем этой злополучной квартиры, и я был арестован. Меня посадили, когда мне было 16 лет и 4 месяца». Петр Вельяминов был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки, отсидел в итоге 9 лет и 9 дней.

О заключении вспоминал неохотно, часто рассказывал только, как наглядно убедился в правоте поговорки «свет не без добрых людей»: «Так получилось, что рядом со мной всегда оказывался человек, который меня спасал. Когда я попал на Урале на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно обессилел — весил 47 килограммов. С дистрофией меня поместили в лазарет. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, ее дочь училась со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил».

Там же, в заключении, Вельяминов получил и первый опыт в своей будущей профессии.

После лазарета он был переведен в Краснотурьинск, где работал на строительстве жилых домов и, по совету одного из заключенных, стал участвовать в самодеятельности. 9 апреля 1952 года Вельяминов освободился и по протекции одного из товарищей по заключению, бывшего актера, устроился в театр в городе Абакане — в крупных городах ему проживать запрещалось. В Абакане, подрабатывая в речном порту, он закончил студию при театре, стал актером с трудовой книжкой. В 1955-м последовало приглашение в Тюменский областной драматический театр, потом была работа в театрах Дзержинска, Чебоксар, Перми, Свердловска, Иваново… Так Петр Сергеевич узнал почти всю провинциальную Россию — всего в его актерской судьбе будет 12 театров в 12 городах. «Я бесконечно дорожу этим опытом», — говорил актер, вспоминая о работе в провинции.

Может, так и остался бы Вельяминов провинциальным актером, если бы не 1971 год и не приглашение сняться в фильме «Тени исчезают в полдень».

Режиссер фильма Валерий Иванович Усков вспоминает: «Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели Вельяминова в Свердловском театре, в жуткой пьесе «Кандидат партии», состоящей из лозунгов и трескучих фраз. Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что, если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза».

Роль председателя колхоза Захара Большакова стала для никому не известного 45-летнего актера триумфальной — его в одночасье полюбила вся страна. Как вспоминал Вельяминов: «Успех был ошеломляющим. Помню, первые две серии не вызвали ажиотажа, зато потом та-а-акое началось... Разве не чудо, что создатели «Теней» увидели меня в Свердловске и пригласили на главную роль? Я двадцать лет скитался по провинциальным театрам, ни разу не снимался в кино — и вдруг такое предложение. Это счастье!»

Вельяминова приглашают на работу в «Современник», и он наконец-то возвращается в родную Москву — к тому времени судимость с него была снята, но реабилитировали его только в 1984 году, через тридцать два года после освобождения.

После этого последовало еще несколько удачных ролей, и Вельяминов решается оставить театр. «После выхода на экран фильма «Командир «Счастливой щуки» я полностью посвятил себя кинематографу, так как одновременно работать в театре и в кино стало невозможно из-за частых отлучек на съемки. Обращая свой взор в прошлое, я иногда жалею, что ушел из театра, но выбор был сделан, и это предопределило всю мою дальнейшую судьбу». С 1974 года он стал артистом Театра-студии киноактера.

После этого было еще много заметных работ в фильмах «Вечный зов», «Пираты ХХ века», «Сладкая женщина», «Версия полковника Зорина», «Ярослав Мудрый», но по-настоящему ярких работ, ролей, которые стали бы прорывами, было немного. Петр Сергеевич, к несчастью, стал заложником амплуа.

Породистая внешность, приправленная сдержанной внутренней силой, и мощное человеческое обаяние сделали свое дело — ему все время предлагали играть положительных — часто до картонности положительных — персонажей.

Режиссеров можно понять — образы правильных коммунистов появлялись тогда на экране более чем часто, и их надо было кому-то играть. А Вельяминов как никто умел их «очеловечивать» — очевидно, огромный жизненный опыт помогал ему вычленять человека. Актер действительно как никто умел разглядеть за ворохом правильных фраз живую душу. Почему так любимы в народе его Кружилин из «Вечного зова» или Большаков из «Тени исчезают в полдень»? А просто этим положительным героям веришь — они живые люди, настоящие, нешаблонные.

Играть всю жизнь только положительных героев (одна отрицательная роль в «Агенте национальной безопасности» не в счет) — более чем сложно, и Вельяминов не зря часто повторял:

«Положительный герой — это нелегкий хлеб.

А насчет образа коммуниста я вам так скажу: среди коммунистов я встречал разных людей. Одни были подлецами, другие — высокоморальными людьми. Мне чаще попадались последние. Поэтому и в кино создавал то, во что верил».

Последние десять лет Вельяминов почти не снимался и не выходил на сцену — из-за состояния здоровья вышел на пенсию. Однако дома без дела сидеть не мог и преподавал в Балтийском институте экономики, политики и права на кафедре театрального искусства. Не забывал и Петербургский академический театр комедии имени Акимова, в котором работал после переезда в Питер.

Он умер от тяжелой формы пневмонии, по словам коллег, угас буквально за две недели. Простудился на даче, оттуда его в тяжелом состоянии доставили в питерскую военно-медицинскую академию, но врачи уже не смогли помочь.

Гражданская панихида состоится в петербургском Театре комедии имени Акимова в среду, 17 июня, в 12.00. Похоронят актера на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Новости и материалы
В торговом комплексе в Ставрополье ликвидировали открытое горение
Бразильская полиция проверяет информацию о взрывчатке в посольстве РФ
Аналитики выяснили, что россияне покупают перед майскими праздниками в 2024 году
Военные присоединились к участникам протеста в Армении
МИД Польши раскритиковал президента Дуду за слова о размещении ядерного оружия
Первую в мире персональную мРНК-вакцину от меланомы протестировали на людях
Въезд в Крым с перешейка временно перекрыт
Немецкое издание опубликовало проект мирного договора между Россией и Украиной
Ракета прилетела по танкеру под панамским флагом в Красном море
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
Семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
В Москве прошла репетиция Парада Победы
В горящих на Ставрополье торговых павильонах обрушилась кровля
На Украине произошел взрыв
Все новости