На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Почти королевская рать

Выставка «Энди Уорхол. Живые портреты»

Культ этой личности растянулся почти на полвека и угасать явно не намерен. Очередным тому подтверждением стала выставка «Энди Уорхол. Живые портреты» в московском Музее современного искусства.

Легенда о «короле поп-арта» у нас прижилась намного позже, чем на Западе, и к тому же в некоммерческом варианте – коллекционеров Уорхола здесь по пальцам пересчитать. Но, в принципе, население любопытствует. Более того, с изобразительным наследием маэстро многие ознакомились лично: за последние годы в России было несколько его выставок – и музейных, и галерейных. А кто своими глазами не видел, тот все равно что-нибудь слышал насчет консервированных супов «Кэмпбелл», разноцветной Мэрилин Монро, долларового символа и бесконечной череды автопортретов.

Но не зря именовали Уорхола художником современной жизни – хорош бы он был, если бы ограничился только живописью и шелкографией.

Среди множества занятий, за которые он брался, и маний, которыми страдал, далеко не последнее место занимало увлечение видеосъемкой.

Говоря строго, в обнимку с кинокамерой он просуществовал с 1963 по 1968 год – вплоть до покушения на его жизнь феминистки Валери Соланас. После этого тяга к кинотворчеству у художника заметно ослабла. Но от предыдущего периода остались километры 16-миллиметровой пленки. Поговаривают о сотне произведенных им фильмов и о полутысяче роликов из серии «Кинопробы».

Собственно, малая часть этих самых Screentests и гастролирует сейчас в Москве – если конкретнее, 18 штук.

К беззвучным и черно-белым «живым портретам», крутящимся на больших экранах, добавлен эпохальный фильм Empire. Правда, в усеченной версии. Не хотелось бы никого обидеть, но даже самым преданным фанатам Энди Уорхола отсмотреть восьмичасовую ленту, в которой не происходит ровным счетом ничего (весь хронометраж отдан освещенному абрису нью-йоркской башни «Эмпайр стэйт билдинг» на фоне ночного неба), вряд ли было бы под силу. Поэтому показывают фрагмент на 48 минут.

С монументальными творениями так нередко бывает: потомки их чтут, но ленятся воспринимать в полном объеме.

Хотя еще вопрос, видел ли сам Уорхол эту свою кинокартину от начала и до конца. Монтажные стыки делал – это да, а вот чтобы сесть в кресло и с неотступным вниманием проглядеть весь готовый материал – не факт. Но тут вам не Голливуд, а нарождающийся видеоарт. Главное – концепция.

Подобный жанр можно счесть, мягко говоря, скучноватым, но в нем для автора есть один большой плюс: снимать башню можно хоть до своего смертного часа, хватало бы пленки и желания. Нью-йоркские небоскребы были, есть и будут – по крайней мере, так думали в 60-е годы прошлого века, то есть в дотеррористическую эпоху. С живыми же людьми у режиссеров всегда возникали проблемы. Открытие Уорхола состояло в том, что проблемы эти надуманные. Действительно, в чем загвоздка? Вот софит, вот кинокамера, вот стул, вот персонаж – произносишь «Мотор!», и дело практически сделано. Если бы требовалось добиться от актера, чтобы тот перевоплотился, допустим, в Гамлета или хотя бы трюк исполнил – тогда засада, конечно. Без дублей не обойтись. Может быть, пришлось бы даже орать на съемочную группу и разъяснять этому недоделанному Гамлету актерскую сверхзадачу.

Однако Уорхол сценариев не писал и от героев своих ничего не требовал. Что выросло, то выросло.

«Кинопробами» этот цикл назывался просто так, для понта. Маэстро лишь портретировал друзей, знакомых и посетителей своей студии «Фабрика».

Бобины с пленкой хватало на две с половиной минуты, при воспроизведении сюжет замедлялся до четырех. Герои в этих роликах фактически ничего не делают, но, в отличие от «Эмпайр стэйт билдинг», и неподвижность сохранять не пытаются. Девушка Дониале Луна деланно смущается, периодически низводит очи долу, почесывает нос и поправляет прическу. Другая красотка, Эдди Сэджвик, загадочно улыбается на манер Джоконды и хлопает длинными ресницами. Сьюзан Зонтаг, тогда еще не очень знаменитая писательница и критикесса, то надевает, то снимает очки – вероятно, соображая, как будет лучше. На то и критикесса. Фотомодель Джейн Хольцер старательно чистит зубы. Актер Деннис Хоппер задумчиво взирает прямо в объектив, иногда вдруг начиная напевать.

Короче, все выдержано в стиле «Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал».

Разве что поп-артист Джеймс Розенквист беспрерывно вращается на табуретке, а Сальвадора Дали (вероятно, заглянувшего на «Фабрику» из любопытства) режиссер перевернул вниз головой. Но делать им в кадре и впрямь особо нечего.

Столь же бессобытийны и ролики «Еда», «Сон», «Стрижка», «Поцелуй». Своими названиями эти сюжеты целиком объясняются и исчерпываются. Кое-где есть намек на операторскую работу (в смысле, камера не остается неподвижной), встречается подобие монтажа, да и актеры не переигрывают, что приятно – особенно поэт Джон Диорно, взаправду спящий. Иллюзия естественности присутствует, но у нее имеется обратная сторона – бесцельность видеоряда.

Нынешнюю продвинутую публику умиляют «приметы времени» и непринужденность жестов, однако ничего другого там просто нет.

Уорхол был склонен увековечивать своих соратников и приятелей только за то, что они попались на его жизненном пути. Разумеется, встречались среди них люди яркие и действительно творческие, за многими же закрепилась репутация богемных бездельников. Почитайте хотя бы книжку «Философия Энди Уорхола: от А до Б и обратно», там про отдельных героев «Кинопроб» написано довольно выразительно. Смущает не то, что они порочны, а то, что никчемны. Экзальтированная, обдолбанная «золотая молодежь» тянулась к супермодному художнику, и Уорхол формировал из этих мальчиков и девочек свою свиту. Как известно, свита делает короля. Не исключено, что таким образом король изживал провинциальные комплексы.

Но это так, досужие гипотезы. А в сухом остатке – международная гастроль «Живых портретов», которая потом из Москвы переберется в Прагу, а оттуда обратно в Нью-Йорк, в МОМА (Музей современного искусства), данный проект и породивший пять лет назад. Позади Берлин, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес. Принцип «гениальный человек гениален во всем» (признаться, довольно сомнительный) в очередной раз эксплуатируется в планетарном масштабе.

Новости и материалы
В Европе опасаются непредсказуемого поведения Трампа на встрече с Зеленским
Специалисты российской бригады работают над созданием «роя дронов»
Синоптик рассказал, что москвичей ждет последняя оттепель в году
В Киеве снова произошли взрывы
Глава Минэкономразвития подвел итоги года для российской экономики
В Киеве объявили воздушную тревогу
Японский депутат убедился в силе России, посетив предновогоднюю Москву
В Госдуме назвали размер материнского капитала в 2026 году
На видео попало массовое уничтожение пехоты ВСУ в Харьковской области
ВС РФ, продвинувшись у Свято-Покровского, начали бои за Резниковку ДНР
Украинский дизайнер раскрыл, кто настоял на смене одежды Зеленского
Скончался гитарист британской группы The Cure
Трамп оценил шансы на урегулирование украинского конфликта
После блокировки Roblox дети стали играть почти вдвое меньше
В МИД России назвали условия проведения выборов на Украине
США призвали к сдержанности в Йемене на фоне обострения
В Тульской области отменена опасность атаки БПЛА
Жителей Тульской области предупредили об угрозе атаки БПЛА
Все новости