Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Всякое усложнение системы приведет к коррупции

Ну отдадим кому-то мы эти деньги, так же как сейчас отдаем другие деньги. Ну их там украдут... Моя точка зрения: поскольку консенсус по изъятию сверхдоходов существует, то лучше снизить за их счет налоги с других отраслей.

Мятежный лидер «Родины», враг олигархов и кандидат в кандидаты Сергей Глазьев объявил, что его законопроект о дополнительном налоге на недропользование будет направлен в правительство до конца недели, то есть сегодня. Законопроект Глазьева является радикальным вариантом идеи дифференцированного налога на добычу полезных ископаемых. По мысли Глазьева налог на каждую скважину должен устанавливаться с учетом издержек производства, то есть практически в индивидуальном порядке. Изъятие сверхприбыли при помощи дифференцированной ставки НДПИ лоббируют некоторые окологосударственные нефтяные компании и ряд политиков.

Однако большинство экспертов указывают на коррупционный характер этого механизма. Проблема не в том, чтобы изъять деньги, а в том, как изъять и куда направить, чтобы не навредить нефтяному сектору и экономике в целом, говорит заведующий лабораторией бюджетной и налоговой политики ИЭПП Саид Баткибеков.

— Как изменится система изъятия ренты, если каждое месторождение облагать по своей ставке, как это предлагает Глазьев?

— На самом деле все просто. Всякое усложнение системы изъятия ренты путем дифференциации по условиям, по качеству нефти, по остаткам залежей и тому подобным критериям неизбежно в условиях нашей бюрократической системы приведет к коррупции. К тому, чего делать нельзя. Можно обсуждать различные способы дифференциации, которые существуют в мире, но все они приводят к одному и тому же. Вы же не сможете прямо в законе установить ставку для каждого месторождения, следовательно, это будет решаться кем-то, причем, скорее всего, персонально.

Поэтому мы выступали с другими предложениями. Если существует идея, что надо изымать деньги из добывающих отраслей, то можно изъять около $3 млрд. Она уже стала расхожей, ее все повсюду называют. Примерно столько можно изъять без того, чтобы нефтяные компании не перестали вкладывать в добычу и переработку. Кстати, по большому счету, Глазьев этой цифре никогда не противоречит. Он предлагал миллиардов 7 разными способами в дополнение к тому, что мы предлагаем. То есть при всех изощрениях называются разумные цифры, не 150 млрд или там вообще все отобрать.

Что мы предлагаем сделать? Мы предлагаем повысить базовую ставку и ввести по НДПИ прогрессию: чем выше цена на нефть, тем больше ставка. Строго так же, как на экспортных пошлинах.

Наша система и так довольно прогрессивна, но эта мера делает ее еще более прогрессивной. И действительно, разумно сделать систему прогрессивной, потому что серьезное увеличение цен на нефть приводит к значительному и неоправданному увеличению доходов без серьезного увеличения вложений нефтяных компаний, но и не только нефтяных на самом деле. Такой способ, то есть увеличение базовой ставки и введение еще одной ставки для определенной цены, нам казался разумным.

Вопрос состоит в том, с какой цены должна вводиться дополнительная ставка, а во-вторых, что с этими деньгами делать.

И по этому поводу идет дискуссия в институте. Более или менее понятно, что должно происходить с деньгами, которые будут изымать по повышенной ставке, если мы ее вводим. В принципе, все эти средства должны идти в стабилизационный фонд. И по этому вопросу у нас существует некий консенсус. Есть некоторые споры о том, что делать с деньгами, которые будут изыматься по базовой ставке, если ее повысить. Либо мы просто перераспределяем потоки и куда-то направляем эти деньги внутри бюджетной системы в виде, например, каких-то субвенций, либо никому не отдаем. Тогда деньги либо можно направить в стабилизационный фонд, либо снизить налоги. Здесь существуют опасения по поводу снижения налогов. Потому что, если цены на нефть упадут, мы сильно провалимся по доходам. Возражение заключается в том, что если мы заберем деньги из нефтяной отрасли и передадим их кому-то другому, то при таком же снижении цен на нефть и падении доходов наши обязательства останутся все равно невыполненными.

Это то, о чем говорил Егор Тимурович Гайдар. В 1970-е годы цены на нефть были очень высокими и доходили до $70 за баррель, а все эти деньги перераспределили в пользу социальной сферы и гонки вооружений. И когда цены в начале 80-х упали, то все это нечем было финансировать. На это наложилось снижение инвестиций в добычу в связи с тем, что много забиралось из нефтяной отрасли, то есть добыча упала, и доходы упали еще ниже. Этого всего необходимо избежать.

И разумным решением было бы несильное усложнение механизма изъятия ренты, как условие недопущения коррупции.

Тут ведь чего ни делай, хоть сотню административных реформ проведи, по большому счету, с учетом истории развития бюрократии в России это все равно всегда приведет к коррупции.

— Говорят, что существующая система приводит к технологическим перекосам в добыче, когда разрабатываются только месторождения с высокой отдачей?

— Это должно регулироваться другими механизмами, например, бонусами и аукционами по распределению участков недр. То есть рыночными, понятными процедурами. Я понимаю, что сразу всплывают аналогии с залоговыми аукционами, но все равно нужен какой-то механизм, который понятен участникам и претендентам на разработку недр. Когда претенденты оценивают стоимость разработки недр и в зависимости от этого предлагают цену. То есть когда они решают, за сколько они хотят это купить, а кто-то решает, за сколько им продать, потому что там такая-то нефть. Потому что дальше вступают в силу другие механизмы — кто кого лучше попоил или покормил.

— А в чем недостатки изъятия сверхдоходов через повышение экспортных пошлин?

— Почему, бога ради, их тоже можно повышать. С технологической точки зрения, повышение ставок — это не проблема. Их можно повысить в несколько раз или на несколько процентов. Проблема в том, чтобы повысить так, чтобы не убить отрасль.

По большому счету, с учетом того, что у нас в стране потребляется не очень большая доля от добычи нефти, разницы между повышением НДПИ и экспортной пошлины практически никакой нет. Вот акциз на нефтепродукты — это серьезная штука. Там сразу начинается вой относительно повышения цен на бензин. Потому что, естественно, они никогда не переложатся в собственную прибыль, а переложатся в цену бензина. Но там, наверное, бессмысленно увеличивать изъятие путем манипулирования с акцизами.

Что же касается НДПИ и экспортной пошлины, то это практически одно и то же, учитывая, что у нас практически 80% нефти идет на экспорт.

Есть еще один способ изъятия сверхдоходов — это введение специального налога на сверхдоходы при добыче углеводородов, который на самом деле тоже с коэффициентами. Его именно поэтому и не ввели, когда вводили Налоговый кодекс и когда принимали НДПИ. Там были коэффициенты, которые непонятно кто и как должен был рассчитывать, и все это сводилось к непонятным методологиям и субъективным решениям. В итоге решили не затеваться, потому что это бы неоправданно усложнило систему.

— Многие говорят о том, что непонятно, насколько эффективно изъятая рента будет распределена государством. Можно ли говорить о том, что как-то положение изменилось?

— В этом смысле ничего не произошло. Мы научились неплохо контролировать расходование бюджетных денег, и то практически только в федеральной части, потому что у нас очень неплохо работает федеральное казначейство. Я думаю, что казначейство у нас — одна из самых по-настоящему продвинутых систем в России. Конечно, со всеми оговорками, что госзакупки можно проконтролировать только по факту предоставления документов, а аналитические вещи проконтролировать невозможно. А все остальное у нас не работает, планирование не изменилось со стародавних времен. Минэкономразвития настаивает на сокращении бюджетных программ, потому что они все тратятся не туда.

Ну отдадим кому-то мы эти деньги, так же как сейчас отдаем другие деньги. Ну их там украдут.

~ Мне кажется, что это не совсем правильный вариант. Моя личная точка зрения состоит в том, что поскольку консенсус по вопросу изъятия доходов у добывающих отраслей существует, даже сами они уже согласны, то лучше снизить налоги для других отраслей. Ведь все время говорят о необходимости снижать налоги. Так что если совместить эти два варианта, то лучше повысить для этих и снизить для всей экономики. Это разумнее, чем повысить налоги на этих и кому-нибудь целевым образом отдать. Сразу возникнет вопрос: почему этим, а не другим?

Тут масса моментов, и у нас, наверное, какая-то позиция на эту тему выработается в течение ближайшего времени. Потому что это все уже предмет обсуждения и в Министерстве финансов, и в правительстве, и в администрации президента — как организовать большее изъятие природной ренты у нефтяных капиталистов.

Интервью взял Евгений Натаров

Новости и материалы
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
Все новости