Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Правило трех поколений

Политолог

«1945. Помним! Гордимся!» — огромный плакат в георгиевских тонах приветствовал меня над входом в один из московских вузов. Не важно какой — сейчас такие висят на каждом углу. С каждым 9 мая их все больше, и содержание все пафоснее. Но чем пестрее от георгиевских лент вокруг, тем сильнее сжимается сердце: «Не верю!» Нет, ребята, ничего вы уже не помните.

Так, наверное, и происходит смена социальных рамок памяти. Что это такое, каким образом устроено и почему?

«Почти все, что я понял о войне 1870 года, о Коммуне, о Второй империи, о Республике, мне стало известно со слов пожилой няни, полной суеверий и предрассудков, которая без сомнений принимала ту картину этих событий и режимов, которую нарисовало народное воображение. Через нее до меня доходила невнятная молва, словно круги, расходящиеся в среде крестьян, рабочих, простых людей. Когда это слышали мои родители, они пожимали плечами», — вспоминал Морис Хальбвакс, французский социолог, ученик Эмиля Дюркгейма, автор понятия социальных рамок памяти и, собственно, первой концепции того, что принято называть коллективной памятью, отличаемой от истории, написанной в едином учебнике.

«В моей памяти до сих пор вместе с моими первыми впечатлениями возникают эти первые исторические рамки моего детства», — писал он.

Морис Хальбвакс родился в 1877 году, романтический XIX век остался в рассказах его старших родственников. Ему было 63 года, когда во Францию пришел Гитлер, за еврейское происхождение нацисты жестоко расправились с родителями его жены. Сам профессор Хальбвакс умер в Бухенвальде 16 марта 1945 года. Проживи он подольше, наверняка рассказал бы многое о той страшной войне. Но, увы, времени его жизни не хватило — не только до наших дней, но и до самой победы над нацизмом.

Коллективная память отличается от истории тем, что память присуща только живым. Когда живые уходят, начинается история.

Являются историки и рисуют свою картину прошлого — наша память им, как правило, малоинтересна.

Хальбвакс, пожалуй, первым описал то чувство, которое я сам часто переживал на уроках истории в классе: на самом деле все было не так, я помню, отец рассказывал, когда дед руководил эвакуацией Харьковского тракторного завода, за его спиной ходил энкавэдэшник с расстегнутой кобурой. Где об этом написано в ваших учебниках, в ваших методичках и планах-конспектах урока? Вы не найдете этого в архивах, потому что они все еще закрыты. Но историкам, конечно, наплевать на то, что мой дед передал мне через моего отца.

Признаюсь, я никогда не любил исторических книг и фильмов о войне. Вероятно, потому, что война для меня не история. Это — жизнь моих дедушек и бабушек, та жизнь, которую они рассказали мне в раннем детстве, задолго до того, как в школе начались уроки официальной истории. И эти рассказы задали мои рамки памяти.

Наша социальная память, по Хальбваксу, в сущности есть то, что поведали нам в детстве те, кому мы доверяли больше всех в жизни. Социальные рамки памяти, таким образом, существуют в континууме трех поколений, пока есть возможность передачи некоего устного семейного знания. Дальше появляется какая-нибудь письменная история, навязываемая государством, школой, комсомолом, компанией, в которой мы работаем, кем угодно, только не теми, кто нам действительно близок и дорог.

Обмануть себя, однако, невозможно, особенно в том, что касается памяти. Нельзя помнить того, чего помнить не можешь. Согласиться с ритуалом, сделав уступку государству, конечно, можно, но поверить — вряд ли.

Нашей коллективной памяти это касается сегодня напрямую.

Давайте признаем очевидное: от поколения воевавших в живых остались единицы. Тем весьма немногим, кто встретил войну в призывном 18-летнем возрасте и кому при этом посчастливилось дожить до ее конца, должно быть не менее 92 лет, близко к 90 уже и тем, кто был призван в 1945-м и встретил победу по дороге на фронт. Сколько их осталось среди нас, учитывая среднюю продолжительность жизни в России?

Поколение внуков ветеранов — тех, кто может помнить рассказы своих дедов о войне, — зачастую уже вступило в пятый десяток своих лет. Дети войны, «шестидесятники», рожденные в 1930-е годы, как и большинство детей послевоенного беби-бума, перешли в так называемый третичный, проще говоря, пенсионный возраст. Теперь они поколение дедушек и бабушек.

Нынешние девочки и мальчики, спешащие ко второй паре, могут хоть обвешаться георгиевскими ленточками — в большинстве случаев это уже не их память. Нет, они, конечно, могут вполне убедительно делать вид, что на самом деле переживают ту войну и ту победу. На самом же деле для них это немногим ближе, чем война 1812 года.

Уже не помним, но еще делаем вид, что гордимся, — вот как можно было бы охарактеризовать состояние умов сегодняшних «юных патриотов», их подлинное восприятие давно минувшей Второй мировой войны.

Рамки коллективной памяти в России, и не только в ней, в Европе тоже, во всем привычном нам мире, неумолимо смещаются. Лично мне от этого не очень комфортно, но хода времени не остановить. К тому же память очевидцев — это всегда ужасно интересно. Хотя, конечно, не обязательно правдиво. Профессиональные историки часто на это сетуют, пренебрегая памятью простых обывателей, но разве сами историки никогда не врут?

О чем рассказывают своим внукам бабушки и дедушки в 2015 году? Разумеется, о своей молодости. О том, например, как они переехали жить в большой город, как стали студентами, как в их доме появился сначала первый телевизор, потом первый, еще катушечный магнитофон, а потом — уже при Ельцине — видео, сначала на кассетах.

Они с удовольствием расскажут, как дача на шести сотках, где они проводят лето вместе с внуками, когда-то была совсем голым участком, полученным в начале 1960-х.

Между прочим, сегодняшние дедушки и бабушки первыми танцевали рок-н-ролл. Тем, кто бунтовал против обычаев стариков в Париже 1968 года, как и пионерам сексуальной революции по обе стороны «железного занавеса», сегодня впору самим учить внуков, как вести себя на первом свидании с «чувихой». Слово это давно уже не молодежный сленг.

Неудивительно, почему сериал «Оттепель» имел такой большой зрительский успех — любая тематика, связанная с 1950-ми, 1960-ми, 1970-ми годами, популярна теперь сама по себе.

В гламурном дизайне той эпохи ставятся даже классические оперы. Потому что наша коллективная память сфокусирована на этом времени. Для старших это молодость и начало зрелости, для тех, кому сейчас 40–50, пора детства и юности. Все это, конечно, хочется переживать снова и снова, хотя бы в воспоминаниях, пересказывая старые байки детям и внукам.

Мода на шестидесятничество, на Леннона и Агамбена, на молодежный дух 68-го — вот что на самом деле записано на подкорке сегодняшних старшеклассников и студентов.

Не отсюда ли короткие узкие брючки на большинстве из них? И чем более официозными и фальшивыми будут речи политиков вокруг юбилейных дат, тем дороже и роднее будет собственно коллективная память. Память о мире счастья и больших надежд, о том солнечном свете, который достался ныне живущим поколениям после и вместо большой войны.

Новости и материалы
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Все новости