Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ничему не научились

Заместитель главного редактора Газеты.Ru

Научил ли нас чему-нибудь кризис 1998 года? 15 лет и фактически два кризиса в течение этого срока — вполне достаточное время и опыт для выводов о том, как должна выглядеть экономическая политика в стране. Но существо экономической политики не изменилось, менталитет, понимание и целевые установки экономических властей России застыли на уровне начала 90-х годов.

Российскую экономическую историю можно разделить на три периода укрепления реального курса рубля: 1992–1998, 2002–2008 и 2009–2013. Все три раза это закончилось плохо для экономики.

Два раза страна въехала в полномасштабный экономический кризис, а в третий получила стагнацию производства.

За 1992–1995 годы реальный (с учетом инфляции) рубль укрепился в 20 раз и затем был зафиксирован в «валютном коридоре», продолжив свое реальное укрепление. Это привело к 7-летнему падению ВВП. Когда импорт становится в 20 раз дешевле — удержать свое производство от падения практически невозможно. В 1998–2002 годах рубль номинально падал. Всего за четыре с небольшим года он упал в 5 раз. Это дало колоссальный импульс росту производства. С середины 1999 года впервые (и в последний раз) в российской экономической истории ВВП рос двузначными темпами — более 10% годовых.

Но в нулевые годы рубль начал вновь свое укрепление. И в реальном исчислении подошел к предкризисным (1998 года) значениям. Это не отразилось на экономическом росте сразу из-за высоких нефтяных цен и притока иностранных кредитов в страну. Но, тем не менее, выглядящий вполне благополучным период середины нулевых годов закончился девальвацией 2008 года и самым глубоким спадом производства среди стран G20. В посткризисный период начиная с 2009 года ЦБ приступил к новому витку укрепления реального курса рубля. И в 2011 году реальный курс вновь дошел до предкризисных значений. И этот третий период укрепления реального курса рубля вновь закончился плохо. Торможением экономического роста с середины 2012 года — до нуля в 2013 году.

Тем не менее трех раз нам мало.

В 1998 году девальвация рубля была вынужденной. Государство не могло удержать рубль при крайне низких ценах на нефть и минимальных валютных резервах. Просто не было денег для дальнейшего удержания курса. Если бы были — государство продолжило бы его удерживать. В 2008 году девальвация происходила на фоне рекордных — свыше $500 млрд — валютных резервов. И показала всем, даже самым сомневающимся, что они не спасут от девальвации. Что если девальвация в стране назрела — ее просто нельзя сдерживать валютными резервами, они совершенно для этого не предназначены. Валютные резервы могут сгладить небольшие (в месяцы) колебания платежного баланса, но не более. Противостоять экономической необходимости — не их функция. ЦБ потерял тогда треть резервов и все же уронил рубль к доллару в 1,5 раза.

Но помогло ли это ЦБ выучить урок? Избавила ли эта наглядная демонстрация наши экономические власти от иллюзий, связанных с наличием золотовалютных резервов у ЦБ и бюджетных резервов у Минфина? Нет. По-прежнему власти и большинство аналитиков считают, что все эти резервы помогут при очередном кризисе.

Рубль с февраля 2009 года вновь вошел в режим укрепления. Страна в третий раз стала наступать на грабли. И получает стагнацию. И опять не помогли ни валютные, ни бюджетные резервы.

И что? Может, третий раз помог осознать очевидное: укрепление курса рубля — это совершенно не благо для страны? Ничуть не бывало. Все по-прежнему. Просто надо чуть-чуть использовать бюджетные резервы на инвестиций.

Даже новомодное веяние не помогает — «инвестиционный климат», который, по задумке властей, можно улучшить усилиями чиновников. Причем отношение к нему сродни религиозному — никто не знает, что это такое, но все готовы верить в то, что его улучшение спасет страну. Чем неопределеннее, абстрактнее понятие — тем легче в него верить.

Вопреки очевидному, власти до сих пор считают, что снижение инфляции — это панацея от всех экономических проблем и залог экономического роста. Миссия по сдерживанию инфляции возлагается на Центробанк, и первой жертвой в выполнении этой миссии, как всегда, становится рубль, встающий на траекторию реального укрепления.

Трижды эта политика приводила к срыву (а вовсе не ускорению) экономического роста. Но власти никакой другой политики содержательно сформулировать не могут. А Центробанк кивает на нулевые годы и говорит о том, что тогда выдающийся экономический рост в стране происходил на фоне укрепления рубля. Будто забыв, чем кончился этот замечательный период.

Между тем формула экономического роста в стране (как и во всем мире) проста до очевидного: рынки + инвестиции.

Для завоевания рынков надо прежде всего прекратить отдавать экономические преимущества на собственном внутреннем рынке импортерам (через укрепление нацвалюты) и перейти к прямо противоположной политике. Потом можно будет говорить и о втором шаге — о стимулировании несырьевого экспорта.

Только обеспечив рост рынков, можно говорить об инвестициях. Сегодня инвестиции упираются в ограничения по спросу. Они бессмысленны, так как не видно, кто будет покупать твою продукцию. После того как внутренний спрос начнет расти — можно и получить тренд к росту инвестиций. Его можно оставить на волю рынка (как это было в нулевые годы), а можно специально стимулировать, например, освобождая инвестиции от части налога на прибыль, применяя ускоренную амортизацию, налоговые каникулы и множество других хорошо известных способов. Но в любом случае задачи по росту инвестиций просто бессмысленно ставить при сокращении рынка, сокращении внутреннего спроса. Сначала и прежде всего – рынки.

Именно так случались все экономические «чудеса» роста в глобальном послевоенном мире. Заниженный курс нацвалюты позволяет захватывать рынки (прежде всего свой, а затем — и мировой) и использовать все другие экономические преимущества страны (относительно дешевую рабочую силу и др.).

Каждое экономическое чудо содержит в себе мощную экспансию на мировые рынки, имеет экспорториентированную поддержку. Что невозможно при завышенном курсе нацвалюты. Это закон сродни физическому — не может вода течь вверх, не может быть экономического чуда при завышенном курсе валюты.

«Они ничему не научились и ничего не забыли» — выражение, ошибочно приписываемое великим — Наполеону, Талейрану и др., о Бурбонах, надеявшихся на реставрацию монархии после Великой французской революции. Принадлежит на самом деле адмиралу Малле дю Пану. Выражение пережило даже реставрацию Бурбонов в 1814–1830 годах и стало ироническим комментарием к этому времени их правления. Это же можно сказать и об экономической политике России последних 20 лет. Несмотря на очевидные уроки, «свергавшие» ее до основания, как кризис-98, она по своей сути не изменилась: сначала снижение инфляции — а все остальное потом придет само. Что, инфляция уже снизилась, а роста все нет? Значит, надо снизить ее еще больше...

Новости и материалы
В ДНР заявили о переброске ракет ATACMS на территорию Украины
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США
Минск будет противостоять расширению НАТО
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
«Крабовому королю» Кану вынесли приговор за организацию убийства
Ученые нашли источник радиоактивного загрязнения тибетской «крыши мира»
Все новости