Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мышники и всешники

Журналист, писатель

Давайте упрощать.

Это довольно трудно, но необходимо. Потому что нет ничего проще, чем усложнять любой вопрос, запутывая его до неразрешимости. До полной неразличимости дня и ночи, мяса и рыбы, Швеции и Руанды, бормотухи и коньяка, британского парламента и Верховного Совета СССР.

Так что попробуем попросту.

Некоторая, мягко говоря, специфика демократии в нашей стране обусловлена не только сочетанием сотен и тысяч исторических, социальных, культурных, религиозных, экономических… каких там еще?.. климатических, географических — фу! кажется, все — факторов. Дело в том, что наша страна принадлежит к определенному типу политической культуры.

А всего их два — упрощаем, упрощаем, я же обещал! Точнее, два несовместимых ядра. «And never the twain shall meet», как сказал Киплинг по несколько другому поводу. Переводится: «И с места они не сойдут», хотя дословно: «И никогда не встретятся эти двое».

«Эти двое» — институциональное и персоналистское воззрение на политику и прежде всего на власть. А если по-русски, немного в духе адмирала Шишкова, — уставное и личностное.

Вопрос вопросов: что (или кто) управляет страной? Закон государства или воля вождя? Должность или личность? Председатель Совнаркома (принцепс сената) или товарищ Сталин (богоподобный Калигула)?

Для сторонников институционального воззрения дело обстоит так: каким бы прекрасным, умным, ответственным, опытным политиком ни был данный руководитель страны, по истечении конституционного срока он должен быть сменен с помощью свободных выборов… Ежели же речь идет о монархии, то и сам царь не имеет права выходить за рамки законов, его предками установленных. А также не может он выходить за рамки некоего высшего закона, то есть общественного договора и принципов права.

Как это у Пушкина:
«Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон».

Но в той политической культуре, где господствует персонализация власти, люди думают в принципе иначе: зачем нам нужен новый человек во главе страны, когда этот уже много лет отлично справляется? Опытный, авторитетный, ответственный политик… Ну кто с ним сравнится? Да и кого конкретно вы видите на его месте? То-то же! Выборы — это, конечно, очень мило, но ведь выберем неизвестно кого, потом слезами обольемся, локти искусаем.

А если говорить о монархии, то любой поступок царя законен по определению.

Как это в Воинском уставе Петра Первого:
«Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Или, еще короче, в первом послании Грозного к Курбскому: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же есмя».

Мне кажется, что в политической культуре Европы, Америки и части Азии все же господствует институциональная культура. А в другой части Азии и в большей части Африки — культура персоналистская. Пожизненные африканские лидеры тому свидетельство. О да, разумеется, они приходили к власти посредством демократических выборов, но потом сами же цинично обшучивали свою демократию: свободные выборы по принципу «Один человек — один голос — один раз».

Полагаю, тут дело не только в цинизме и властолюбии племенных или клановых вождей, в одночасье ставших законно избранными президентами. Тут дело в политической культуре данного общества. В ставке не на закон, не на учреждения, а на персону, на вот этого конкретного человека, который решит все вопросы вот этой конкретной деревни.

Да зачем в Африку ездить? И в нашей стране я часто встречал, особенно в советское время, взрослых умных людей, которые искренне считали выборы регулярным ритуалом почтения к власти. «Hommage», как говорят французы. «Сделай уважение!» — как говорили в южных республиках нашей бескрайней родины. Поэтому, кстати, никого (практически никого) из советских людей не удивляло и тем более не оскорбляло, когда им предлагалось выбрать из одного человека. Обряд подтверждения лояльности, и более ничего.

Почему демократы-реформаторы в России (и деколонизаторы в Африке) решили, что многовековую, укорененную в повседневности политическую культуру одного типа так легко заменить на другую? Откуда это легкомысленное убеждение, что народы мира спят и грезят о свободных альтернативных выборах, о верховенстве права, о разделении властей и независимом суде? Увы, увы.

Добрая половина народов мира если о чем и грезит, так это о возвращении доброго и сильного отца вместо злого дядьки, который живет с мамкой и обижает сироток.

Изменить персоналистскую матрицу, конечно, можно, но это долгая и трудная работа. Люди сопротивляются демократическим переменам и сами дают своим президентам бессрочно-пожизненные полномочия.

Персоналистский режим может показаться более динамичным и сильным. Исчезают или сводятся к минимуму издержки согласований, которые тяжким бременем лежат на любой политике институционального типа. Парламент голосует как по команде, ни один министр не подает в отставку в знак протеста, верховный суд штампует нужные решения. Все быстро, споро и просто.

Но возникают некоторые, как говорится, отрицательные внешние эффекты.

Сложившийся республиканский (как бы демократический) персоналистский режим в смысле стабильности гораздо хуже монархического. В монархии есть законы о престолонаследии. Его высочество наследный принц всегда на подхвате, и его претензии на власть бесспорны. Это даже не претензии — здесь это явно неудачное слово, — а законное замещение позиции. В случае безвременной смерти или отрешения/отречения наследника всем известно, кто в этой очереди второй, третий и пятнадцатый. Более того, элиты имеют возможность заранее переориентироваться на наследника. А в случае ухода персоналистского лидера начинается кавардак.

И второй, особо опасный отрицательный внешний эффект персоналистской политики — появление эгоцентрической идентичности. Институты (то есть законы и правила) подразумевают фундаментальную ценность всеобщности, универсальности. Закон один для всех, все равны перед его лицом, pacta sunt servanda и т.д. При персоналистском режиме всячески подчеркивается уникальность личности лидера, а также уникальность ситуации, которая заставила надеяться на уникального человека, и далее — уникальность всего историко-культурного контекста, уникальность нашего «мы». Которое не только несравнимо с «они», но и не подразумевает никакого включения в международное «все».

Мы особенные, нам всехний закон не писан. Апелляция к единой системе правил и норм воспринимается как слабость, как сдача позиций.

Мышники вряд ли смогут договориться со всешниками. Российская власть присоединяет отколовшийся от Украины Крым, а перед этим ведет агитацию за его отделение — часто устами пророссийски настроенных крымчан (на тот момент граждан Украины). Одновременно в России вводится в действие закон, сурово карающий за призывы к сепаратизму. Для всешников это как минимум парадокс. Для мышников — нормальная ситуация.

Беда в том, что в современном мире для мышников и персоналистов остается все меньше и меньше места. Нужда в общем своде правил день ото дня становится сильнее, чем естественное (да, да, естественное! очень человеческое! очень народное!) желание заявить о своей уникальности. Так что придется выбирать.

Новости и материалы
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Все новости