Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ну и что теперь?

Журналист, писатель

Старый художник Анатолий Владимирович Бородин рассказывал, как в начале 1960-х он ездил на Север, в тундру, чтобы сделать серию графических работ, посвященных местным жителям. Этот его, говоря по-нынешнему, «проект» имел большой успех: выставки, отклики, публикация отдельным альбомом.

Но я не о том. Бородин тогда был еще совсем молодой, двадцать пять лет примерно. С собой, помимо всяких рисовальных принадлежностей, он на всякий случай взял флягу со спиртом, тщательно запрятав ее на дне рюкзака. Ночевал он, разумеется, в хижинах местных жителей — то ли в чумах, то ли в ярангах, неважно…

И вот однажды рано утром, рассказывал Бородин, он проснулся от того, что ему в лицо и грудь тыкалось нечто тяжелое и непонятное. Он открыл глаза. Перед ним стоял один из туземцев и протягивал ему ружье. Прикладом к нему! Как в детстве нас учили передавать нож или вилку — ручкой по направлению к своему визави. Вот точно таким же манером этот человек пытался всучить ему ружье.

— Что такое? — Бородин привстал с лежанки.

— Толя! — чуть не плача от раскаяния, сказал тот. — Толя, застрели меня! Я украл и выпил твой спирт! Стреляй в меня, в плохого человека!

Я не стал бы преувеличивать простодушие жителей тундры. Скорее всего, тут был расчет, замаскированный под наивность. Избежать скандала и обидных обвинений в воровстве, «повинную голову меч не сечет», да и в самом деле — стоит ли фляга спирта того, чтобы из-за нее затевать драку или с мрачным видом переселяться в другую ярангу? Лучше махнуть рукой и сделать вид, что ничего не было.

Надо сказать, что мне приходилось сталкиваться с таким поведением в комфортабельных условиях московской квартиры. Гость, который приехал ко мне на пару дней, залез в холодильник и сожрал весь запас мною лично сготовленных котлет — то ли шесть штук, то ли восемь. В ответ на мое недовольное недоумение он сказал — прямо как тот туземец:

— Ну, убей меня! За эти котлеты! — и завел руки за спину, словно бы подставляя грудь кинжалу, а лицо — пощечине.

У него было очень милое, весноватое лицо, рыжеватая щетина. Улыбка во весь чуточку щербатый рот. И улыбнулся он милой, виноватой, но вместе с тем самоуверенной улыбкой.

Потому что прекрасно понимал: бить его и даже всерьез ругать его я не стану. Тем более не стану говорить: «собирай свои манатки и вали отсюда, куда хочешь». Это подразумевало бы ссору на всю дальнейшую жизнь, а я не собирался с ним ссориться. А главное — и он, наверное, прекрасно это понимал — в случае, если я его выгоню, я накажу прежде всего сам себя. Обо мне пойдет слава как о фантастическом жлобе, сказочном скупердяе, который за миску котлет выгнал друга из дому. Поздно вечером! Практически ночью! На мороз! А человек из другого города! То есть я получился бы совершеннейшим моральным уродом.

А вот с одним моим приятелем вышла еще более интересная история — из этой же серии. Он женился на одной хорошей девушке из очень хорошей и обеспеченной семьи. Беда была в том, что его семья тоже была хорошая и обеспеченная. Молодым — они были еще студентами — родители вскладчину купили двухкомнатную кооперативную квартиру (читатель уже понял, что это история из 1970-х). Кроме того, купили квартиру, мебель и бытовую технику. Совет да любовь! Но через некоторое время молодая жена взяла манеру приходить домой, мягко говоря, поздновато. То есть под утро. На все упреки и призывы она отвечала примерно так:

— Да, я пришла неизвестно откуда в пять утра. Ну и что теперь?

Идеальная формулировка.

А действительно, что теперь? Ты будешь меня бить или обзывать неприличными словами? Слова с меня, милый, как с гуся вода. Побьешь — пойду в милицию, «сниму побои», и тебе в таком случае вряд ли светит хорошая характеристика при устройстве на работу. Закричишь «вон из моего дома!»? Но эта квартира твоя ровно настолько же, насколько и моя.

Разводиться? О, боже! Так огорчать наших родителей? А при разводе и размене жилплощади тебе достанется комната в коммуналке, ибо суд у нас, как правило, на стороне женщин (да и состоит на девять десятых из женщин, особенно в таких, гражданско-разводных делах).

Но самое главное: я же тебя люблю, как прежде! Я не хочу вдаваться в подробности — где, с кем и зачем я была до пяти утра. Это не имеет ни малейшего значения по сравнению с нашими отношениями. У нас дружная семья, налаженный быт, хороший, смею надеяться, секс! И что теперь? Ты все это бросишь — семью, квартиру, любовь и уют — из-за моего позднего возвращения домой? Так что чем сверкать глазами и задавать грозные вопросы, лучше пусти меня в душ и пойдем спать. Обними меня, приласкай меня…

Конечно, она всего этого не говорила, вот так, напрямую, словами. Но это явственно ощущалось в чеканной фразе «Ну и что теперь?»

Так они и жили помаленечку — молодой муж осознал, что «теперь — ничего», что в ответ на легкую измену не надо собирать чемодан или подавать заявление в ЗАГС. Ну, к примеру, как в ответ на пустяковое нарушение границы не надо поднимать в воздух бомбардировщики, и тем более — объявлять всеобщую мобилизацию. Однако время от времени он ее все же спрашивал, почему она избрала именно такой стиль поведения. Ответ же он получал еще более чеканный:

— А вот я — такая. Да, я вот такая, и не собираюсь меняться. Потому что таково мое «я», понял? А если не нравится — тебе решать…

Значит, если не нравится — поднимай в воздух бомбардировщики (то есть собирай чемодан или беги в ЗАГС).

Сейчас мне кажется, что девушка сильно обогнала время. Лет на сорок, самое маленькое. Потому что фраза: «Да, я вот такая и не собираюсь меняться» подозрительно похожа на апелляцию к исконным ценностям, к цивилизационной уникальности. А вот мы такие, ни на кого не похожие, живем по свои правилам, ни к кому не желаем приспосабливаться — и что теперь? Что вы с нами сделаете? Неужто будете бомбардировщики поднимать? Ведь это же себе дороже, вы же это сами прекрасно понимаете!

Да, все это понимают. Поэтому предпочитают махнуть рукой, пожать плечами и сделать вид, что ничего не произошло.

А ведь и на самом деле ничего не произошло. Ну, ничего такого, из-за чего надо объявлять всеобщую мобилизацию или хотя бы сборы резервистов.

Иногда кажется, что жизнь идет как будто бы в двух реальностях.

Одна реальность — где люди (друзья, любовники, муж и жена, социальные группы и целые государства) — все же способны договариваться, идти на компромиссы, выполнять обещания, соблюдать выработанные условия, и так далее, и тому подобное.

Другая реальность — там, где царят «принципы, которыми нельзя поступиться», а проще говоря, непредсказуемое своенравие без оглядки на партнера. Почему непредсказуемое — потому что эти священные принципы возникают совершенно неожиданно. Кто мог предположить, что бездетная пара станет символом православной семьи (хотя православие веками воспевает и стимулирует чадородие и всячески борется с «чайлд-фри»)? А далекий южный городок, где, по одной из версий, крестился языческий князь, вдруг, внезапно — на тысяча тридцать пятом году русского православия — станет сакральным историческим местом?

Оглядка на партнера, однако, тут есть. Она и заключается в этом «ну и что теперь?» То есть в твердой уверенности, что партнер смолчит, махнет рукой, ибо — себе дороже.

Часто говорят про людей и про государства: «они живут в параллельной реальности». Но это не так. Параллельные вселенные не пересекаются — как, например, сон и явь, как отчеты о выполнении советских пятилеток и экономическая реальность страны. Нет, здесь речь, скорее, о перпендикулярных реальностях.

Все самое интересное происходит тогда, когда эти реальности пересекаются. Как, например, недавно случилось в Республике Беларусь. Власть говорит: «ну и что теперь?» — а народ терпеливо, неторопливо, с восточнославянским вежливым упрямством отвечает, что теперь все будет по-другому. Возьмите чемодан и идите в ЗАГС.

Опасно и неудобно жить по струнке, рассчитывая на немедленную жесткую реакцию партнера, который, не считаясь с жертвами, тут же бросится отстаивать уже свои собственные принципы. Нет, не бросится, успокойтесь.

Жена простит мужа, а пограничный инцидент будет урегулирован дипломатическими мерами.

Но и слишком полагаться на то, что партнеру «себе дороже», что он миролюбив, терпелив и закоснел в комфорте мирной жизни, тоже опасно. Раздражение от безнаказанного «ну и что теперь?» накапливается — и в итоге случайно брошенное слово может стать поводом для развода, вроде бы привычные подтасовки на выборах — поводом для массовых народных выступлений, а случайно задержанный полицией автомобиль с дипломатическими номерами — поводом для войны. Для всамделишной большой войны, с танками, самолетами и всеобщей мобилизацией; не дай Бог дойти до ракет.

Новости и материалы
В Коми эвакуировали всех жильцов частично обрушившегося дома
Депутат Хамзаев наградил дагестанцев, спасавших пассажиров затонувшего автобуса в Петербурге
В Краснодарском крае ожидается трехдневный шторм
«Спартак» и «Краснодар» объявили составы на матч РПЛ
Пушилин заявил о необходимости создания санитарной зоны для защиты территорий РФ
Глава ДНР заявил о готовности войск РФ к появлению F-16 на фронте
Человека, который провел более 100 часов под завалами рухнувшего здания, спасли в ЮАР
Игрока «Зенита» обвинили в самолюбовании на фоне провалов команды
Звезда «Чужого» Сигурни Уивер появится во вселенной «Звездных войн»
Глава ДНР рассказал, какие города нужно взять под контроль на Украине
На Кубе бродячие кошки угрожают популяции вымирающих крокодилов
Китайская BYD в ближайшие годы намерена выйти в лидеры по продажам электромобилей в Европе
Назван возраст, в котором нужно отказаться от алкоголя
В Херсонской области более двух тысяч человек остались без газа
Глава Минпромторга не будет носить статус вице-премьера в новом правительстве РФ
Макрон заявил, что Европа находится в опасности
Трусова об учебе в МГУ: было тяжело куда-то пройти
Глава ДНР сообщил о жертвах в результате обстрела ВСУ ресторана в Донецке
Все новости