Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сталин с острым ухом

Наталья Давыдова о том, как мы творили себе кумиров

Новая выставка «Миф о любимом вожде», открывшаяся в среду в Государственном историческом музее, наверняка станет одной из самых обсуждаемых культурных тем этой весны. Экспозиция, рассказывающая, из чего лепились в советские времена образы предводителей народных масс, привлечет и тех, кто хочет разобраться в природе вождизма.

Более тысячи экспонатов из фондов бывшего Центрального музея Ленина можно увидеть в том же самом красном доме у Красной площади, где с 1936 по 1993 год принимал посетителей музей вождя российского пролетариата. Причем экспонаты не только ленинские, но и сталинские. Потому что закрытый в ноябре 1993 года Музей Ленина одно время стал стремительно превращаться в музей Ленина — Сталина. И не превратился лишь благодаря другому вождю — Никите Хрущеву, заклеймившему культ личности своего политического предшественника.

Главный идеолог и автор концепции «вождистской» выставки Татьяна Колоскова, бывшая до закрытия Музея Ленина его замдиректора, называет «Миф о любимом вожде» отчетом о проделанной работе. Если бы ленинский музей не закрыли 20 лет назад, сегодня он вполне мог превратиться из пропагандистского центра в полноценный музей российской истории ХХ века. А заодно и в музей вождизма, наглядно демонстрирующий, как с помощью политтехнологий можно простых политиков превращать в вершителей судеб, хотя бы в глазах народных масс. Что авторы экспозиции и готовы доказать широкой публике своим «Музеем бывшего музея», где выставлена всего сотая часть его стотысячной коллекции.

«В Германии в ХIХ веке начала формироваться целая самостоятельная дисциплина — вождеведение, — рассказывает Татьяна Колоскова. — Его изучали и в России. Главный постулат теории вождизма — народ должен почитать вождя как спасителя и творца народной судьбы, и доверяться ему».

Образы спасителей и творцов нашей советской истории — Ленина и Сталина — смотрят на посетителей выставки со всех сторон. С огромных полотен, претендующих на правду, но порой имеющих с ней мало общего.

Вот пролетарский вождь на плакате, выпущенном к пятой годовщине Октябрьской революции, стоит на земном шаре, с рукой, простертой вперед в присущем христианской иконографии жесте благословения. За земным шаром — расходящиеся лучи солнца. Так изображались на иконах рядом со святым апостолом предстоящие ему святые. Сегодняшние политтехнологи называют такие приемы перенесением в политический контекст сакральных смыслов. И вот уже Ленин, человек абсолютно негероической внешности, на уровне подсознания начинает восприниматься как лидер космического масштаба.

А это уже Сталин проникновенно смотрит вам прямо в глаза. На плакате начала 1930-х годов, много раз переизданном, он четвертый рядом с канонической троицей Маркс — Энгельс — Ленин. Теперь уже нельзя не почувствовать, кто новый вождь страны, и дело не только в том, что Сталин поставлен в один ряд с основоположниками, но и в том, что вся троица смотрит в сторону и лишь он единственный имеет прямой контакт со зрителем. Глядит прямо в тебя, обозначая свою особую роль в судьбе всех и каждого.

Вот он же, светоч коммунизма, борец с засухой и лучший друг детей, изображен с поднятой вверх рукой на фоне карты СССР и огромного людского моря — полная аллюзия с Моисеем, который ведет свой народ в страну обетованную, где мощь государства равняется счастью народа.

Однако, оказывается, не каждый большой художник способен создавать вождей. Скульптор Николай Андреев, автор одного из лучших московских памятников — полной трагизма фигуры Гоголя, — пробовал по спецзаказу сделать памятник Ленину для зала заседаний Совнаркома в Большом Кремлевском дворце, причем так погрузился в дело, что шесть лет жил затворником. Но ничего не получилось, его работу не одобрили.

Скульптор и сам понял свою ошибку: он слепил человека, а нужен был вождь. Создание мифов — дело серьезное, к нему нельзя допускать людей неподготовленных.

Сталин, например, далеко не каждому позволял писать себя с натуры. Однажды он сделал исключение для одного из братьев Андреевых. Но рисунок Андреева, натуралистичный, с оспинками, не понравился Сталину, который прямо на нем довольно зло написал: ухо вопиет о том, что автор не знает анатомии (оно и вправду вышло мало того что крупным, но еще и острым). Портреты Сталина чаще всего писались по отлитованным, то есть прошедшим специальный цензурный отбор, фотографиям.

В 1937-м на портрет Сталина устроили конкурс: участникам раздали десять кадров кинохроники, по которым надо было за месяц представить портрет. Первую премию не получил никто, вторую разделили Герасимов и Мальков. Комиссии понравилась еще одна работа, художника Мешкова, сделанная углем и сангиной. Но премию ему дать не решились — из-за натуралистических подробностей лица, вялых рук и мрачного фона. Портрет так никто и не увидел, обнаружился он случайно в закрытых фондах, когда готовилась нынешняя выставка.

Ленин в отличие от Сталина неосторожно допускал к себе многих. «Мы наконец получили возможность без цензуры выставить самые удивительные экспонаты из коллекции бывшего Музея Ленина», — говорит ее главный хранитель Эдуард Задирака, подводя к бюсту Ленина, который изваяла журналистка и скульптор Клэр Шэридан, двоюродная сестра Уинстона Черчилля.

Еще один удивительный Ленин, в очках и с завязанной щекой (он был объявлен в розыск как немецкий шпион), на картине художника Авилова «Появление Ильича в Смольном», где в октябре 1917-го размещался штаб вооруженного восстания. В 1950-х во время генеральной чистки фондов Центрального музея Ленина картина была приговорена к уничтожению из-за изображенного рядом с Ильичом врага народа Троцкого, но стараниями научных сотрудников спасена.

Рисовал Ильича и художник Илья Гринман. На его портрете 1920 года фигура лидера пролетариев сливается с черным фоном и освещена только половина лица. Самое интересное, что цензура этого «черного человека» поначалу пропустила, картину даже напечатали на открытках 45-тысячным тиражом. Вскоре надзирающие спохватились и весь тираж конфисковали. Но сама картина, отправленная в спецхран, уцелела.

Как гласит легенда, одну из первых зарисовок Ленина с натуры сделал в июле 1917 года художник Симаков, изобразивший его на трамвайной остановке. Но немолодой и неприметный человек в мелкобуржуазной шляпе и с портфелем под мышкой очень скоро перестал ездить в трамвае и сменил шляпу на более подходящую народному лидеру кепку. Вскоре выяснилось, что художник Симаков «исказил облик вождя», и рисунок уничтожили. Тот, что экспонируется на нынешней выставке в ГИМе, — отпечаток с негатива фотографии, которую чудом успели сделать.

Не опасаются ли авторы выставки, что в здание Исторического музея рекой потекут любители твердой руки и почитатели «эффективного менеджера», а их оппоненты, напротив, начнут призывать к бойкоту экспозиции и требовать «убрать Сталина с Красной площади»?

«Естественно, мы предвидим эту ситуацию, как и вопрос «Зачем вы это делаете?», — отвечает Татьяна Колоскова. — Но на него уже ответил в свое время великий французский революционер Жан-Поль Марат. Он говорил так: «Если народ не хочет быть порабощен, он должен быть бдительным к своим вождям и понимать природу и смысл их поступков». Мы специально сделали говорящую выставку: с расширенными аннотациями, с кинохроникой, документами, с аудиогидами и электронными презентациями. Единственное, чего бы не хотелось, — повторения того, что мы пережили с 1991 по 1993 год.

Речь о постоянных митингах у стен музея, о политической тусовке, которая 20 лет назад помешала сохранить музей, хотя его коллектив настаивал, что ценнейшую и поучительную коллекцию необходимо показывать потомкам.

«Шум и крики — это все для возбужденной толпы. А о серьезных вещах нужно говорить в музейной тишине, — резюмирует Татьяна Колоскова. — К 70-летию Сталина французы подарили ему модель Стены коммунаров, где были выгравированы слова Виктора Гюго: «Единственное, чего мы просим от будущего, — это не мести, а понимания». Подходящий эпиграф к нашей выставке».

Впрочем, многих приведет на выставку в ГИМ вовсе не желание обнаружить в нашей недавней советской истории ответы на нынешние вопросы. Одни придут, чтобы рассмотреть посмертные маски вождей, увидеть личные вещи и подарки Сталину, хранившиеся на его Ближней даче в Волынском, которую после смерти хозяина планировали сделать общедоступным музеем. После доклада Хрущева на ХХ съезде партии их привезли в Музей Ленина, где спрятали на десятилетия в фондах спецхрана. Другие — чтобы просто поглазеть на лица прошлых советских богов, сделанные умельцами 83 стран из всякой всячины, включая кусочки меха и кожи, зерна, табачные листы, перья и даже тополиный пух.

Новости и материалы
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Дочь Маликова продает поношенные вещи на 1,2 миллиона рублей
Россиянин отсудил компенсацию у бывшей девушки за вещи, которые она выставила за дверь
Фриске показала, как выглядит ее грудь после пластики
Пилот, посадивший самолет в пшеничном поле, устроился на работу в такси
Гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг лично передал новый ИИ-ускоритель главе OpenAI
Уровень реки Ишим в Тюменской области превысил исторический максимум
В аэропорту Кишинева задержали очередную группу вернувшихся из Москвы оппозиционеров
В РФ хотят запретить «Антироссийское сепаратистское движение»
160-килограммовая модель Тесс Холидей рассказала о жизни с анорексией
Все новости