Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Напишем историю вместе

Сергей Шахрай о том, что школе нужен wiki-учебник по истории

Сергей Шахрай 27.02.2013, 10:00
Сергей Шахрай Александр Натрускин/РИА «Новости»
Сергей Шахрай

Школа страдает от избытка рекомендованных ей учебников истории, большинство из которых — переиздания или компиляции еще советских книг. Учитывая, что молодое поколение получает информацию прежде всего из интернета, необходимо создать не просто единый, но принципиально новый учебник истории по технологии глобального проекта Wikiрedia.

«Газета.Ru» начинает публикацию экспертных мнений об идее написания единого учебника истории России. О том, каким должен быть учебник истории с учетом новых технологий, рассуждает председатель правления Российского исторического общества Сергей Шахрай

Обнародованный в начале февраля федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в школах в будущем учебном году, вызвал не только резкую реакцию Государственной думы, но и растущее недоумение школьных и вузовских преподавателей. По сравнению с текущим учебным годом перечень увеличен с 2150 до 2591 позиции.

Только учителям истории вскоре придется выбирать из 82 учебных пособий, «освященных» ведомственной печатью.

19 февраля, выступая на заседании совета по межнациональным отношениям, президент России Владимир Путин указал на необходимость разработки единых учебников истории России для средней школы, которые будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований. Учебников, которые, по замыслу, должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции».

Действительно, за последние годы в нашей стране было издано, без преувеличения, несколько десятков учебников отечественной истории. Однако качество подавляющего большинства из них оставляет желать много лучшего. Как правило, это не более чем переиздания или компиляции книг еще советского времени. Они слабо или вовсе не учитывают научные достижения последних 20 лет. «Среднестатистический» учебник оторван от научной историографии — как отечественной, так и зарубежной. Как правило, в случае переиздания в советский текст вносятся косметические правки в виде политико-идеологических пассажей, прочерчивающих подразумеваемую «генеральную линию» – как ее понимают компиляторы. После чего материал издается как якобы новый учебник.

На практике же многие учебники просто переписаны друг с друга. Это приводит к бессмысленному «разбуханию» рынка исторической учебной литературы, дезориентирует учеников и учителей, вынужденных выбирать между плохим и очень плохим.

Более того, даже в многократно переизданных большими тиражами учебниках сохраняется недопустимое количество фактических ошибок, бросается в глаза несогласованность фактов и статистических показателей. Разноголосица касается цифр, которыми оцениваются, например, количество Земских соборов XVI--XVII веков, экономические последствия отмены крепостного права, численность погибших в Первую мировую войну россиян и так далее. Безусловно, даже хороший учитель не может быть специалистом во всех областях, не имеет возможности разобраться в том, какой из учебников содержит достоверные сведения.

Не нужно быть специалистом, чтобы увидеть и оценить, насколько отечественная историческая наука оторвана от инфокоммуникационных технологий. Ученые-историки с недоверием относятся к интернету, оценивают его как площадку для дилетантских споров. Однако сегодня, даже вопреки желанию преподавателей, основной объем информации ученики получают именно из интернета. Публикации в сети, мультимедийные проекты молодым людям ближе традиционных пособий и гораздо лучше ими воспринимаются. Большой резонанс на Давосском экономическом форуме, прошедшем в январе этого года, получило выступление Дафны Коллер, профессора Стэнфордского университета. Она – основатель и руководитель универсального образовательного портала, который открывает любому пользователю доступ к курсам лучших университетов мира. Портал работает с прошлого года. Сегодня им пользуются свыше 2,3 млн человек из 196 стран. Инвесторами проекта выступили крупные американские университеты и частные компании. В России пока нет ничего подобного, зато рунет буквально переполнен предложениями о продаже рефератов и написании диссертаций.

Если мы хотим идти в ногу со временем, надо соответствовать мировому тренду.

26 февраля на общем собрании Российского исторического общества я предложил коллегам создать принципиально новый учебник по технологии глобального проекта Wikiрedia. Рабочее название проекта – «Пишем историю вместе».

По замыслу, на первом этапе небольшой коллектив историков-профессионалов создает первый макет учебника. Основная задача этого этапа: собрать основной массив фактических данных, построить единую хронологию, сформировать корпус обязательной и дополнительной литературы для чтения, представить основные точки зрения на ключевые проблемы российской истории с опорой на новейшую историографию. Принципиально важно, чтобы уже на этом этапе все факты и цитаты снабжались точными ссылками на научную литературу и источники.

Второй этап – размещение текста на специально созданном интернет-ресурсе на определенный ограниченный срок. На этом этапе та же группа историков с привлечением более широкого круга специалистов получает доступ к тексту с возможностью его редактирования и онлайн-дискуссии. Это позволит выявить спорные утверждения и неточные факты, добавить ссылки на литературу и источники, представить новые подходы. Принципиально важно, чтобы и на этом этапе все суждения и факты подкреплялись соответствующими ссылками.

Наконец, на третьем, финальном этапе текст выкладывается в открытом доступе. После регистрации и идентификации все пользователи – в рамках современных практик интеллектуального краудсорсинга – смогут оставить свои комментарии к тексту и развернутые соображения. Которые, по мере возможности, будут учтены в ходе окончательного сведения текста. После апробации материала в интернет-пространстве, сбора и внесения в текст правок учебник публикуется в традиционной печатной и онлайн-форме.

Что дает нам wiki-учебник? Прежде всего,

совместное открытое творчество ученых позволит обобщить значимые научные открытия и достижения.

В создании учебника примут участие представители разных социальных наук – не только историки, но также экономисты, социологи, социальные психологи, культурологи и пр. Учебник истории станет междисциплинарным — так сказать, стереометрическим. Попутно мы избавимся от «местечковости», когда учебник выпускается одним автором или кафедрой. Формат обсуждения в сети поможет «преодолеть пространство», привлечь к работе ученых со всей России.

Далее, технология wiki-учебника позволяет отбросить антинаучные и устаревшие точки зрения и одновременно аккумулировать в одном месте фундированные и подтвержденные источниками и новейшей историографией оценки прошлого. Наступит ясность в отношении того, какие периоды и события отечественной истории являются спорными, малоизученными, мифологизированными. Будет проведена ревизия учебного «багажа» по всем периодам отечественной истории. Учебник станет своеобразной энциклопедией проверенного, верифицированного знания о нашем прошлом. Наконец,

wiki-учебник отечественной истории может стать пионерным проектом, который в случае успеха будет масштабирован и применен в других дисциплинарных сегментах рынка учебных пособий.

Возможно, создание серии wiki-учебников позволит снять явно избыточную, бессмысленную и чреватую коррупционными рисками конкуренцию в этой важнейшей для образовательной отрасли сфере.

Сергей Шахрай

Автор – председатель правления Российского исторического общества, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор