Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Народ поправит

Всенародное обсуждение особо значимых законопроектов имеет смысл, если власть реально готова учитывать мнения людей

Главный смысл президентского указа о всенародном обсуждении законопроектов в сломе практики максимального отстранения граждан от участия в управлении государством.

Дмитрий Медведев подписал указ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов».

По решению президента (то есть все равно не обязательно) на общественное обсуждение могут быть вынесены «проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации».

Проекты законов поручено размещать федеральным государственным органам, которые участвовали в их разработке. Вместе с текстом законопроекта должны быть вывешены сопровождающие документы — пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, информация о том, как граждане могут направить на сайт свои замечания и предложения, и время, в течение которого будет идти обсуждение. Законопроект может быть выложен на сайте госоргана или на отдельно созданном сайте. Через 90 дней со дня завершения обсуждения федеральным госорганам предписано представлять президенту доклад о его результатах. Никакого механизма реакции главы государства на этот доклад указ не прописывает.

Формально этот документ лишь упорядочивает уже сложившуюся практику. Ее трудно назвать удачной: граждане не смогли повлиять на ключевые положения законов, предложенных им на интернет-дискуссию. Через всенародное обсуждение прошли закон «О полиции» и закон «Об образовании». Закон «О полиции» уже подписан президентом и де-факто вступает в силу с 1 марта 2011 года, при этом никаких кардинальных новшеств и изменений в работе милиции как органа охраны безопасности граждан и правопорядка, а не власти от населения этот законопроект не предусматривает. При этом закон «Об образовании» обсуждало уже существенно меньше граждан, чем закон «О полиции».

Если люди увидят, что их мнение не учитывается, интерес к такому формату «прямой демократии» явно будет падать и дальше.

Вообще, по формальным признакам, медведевская идея очень напоминает советскую практику имитационной демократии. Тогда народ не только дружно голосовал на выборах за «нерушимый блок коммунистов и беспартийных», но и всенародно обсуждал (не в интернете, конечно, за неимением оного), например, брежневскую Конституцию 1977 года. В итоге, в частности, народ якобы одобрил и знаменитую 6-ю статью о руководящей и направляющей роли КПСС. А борьба за отмену этой статьи всего лишь через 12 лет стала прологом к распаду СССР.

В нормальном демократическом государстве инструментом оценки законопроекта на соответствие интересам большинства населения является парламент. Только для этого он, во-первых, должен быть представительным и свободно избранным и, во-вторых, не машиной для голосования за любые законы исполнительной власти, а местом для дискуссий. С этой точки зрения

президент России при всех вероятных издержках «правоприменительной практики» издал полезный указ. Мы ведь живем в реальном мире, а реальность такова, что парламент точно не может отразить точку зрения населения на социально значимые законопроекты.

Впрочем, угрозы этому варианту «прямой демократии» тоже очевидны. Это и отсутствие у населения интереса к управлению страной и законодательным инициативам власти (если речь идет не о совсем уж «шкурных» проблемах вроде отсрочек от армии, транспортного налога или налога на недвижимость). Это и крайне редкая реакция власти на любые сигналы снизу, привычка править страной в режиме монолога с населением. Это и возможность прямой имитации работы с общественным мнением по образу и подобию Общественной палаты. Ее ведь тоже создавали как некую искусственную замену сознательно превращенному исполнительной властью в совершеннейший муляж парламенту. Однако теперь

вряд ли у кого-то из сколько-нибудь сознательных граждан повернется язык назвать Общественную палату выразителем и защитником интересов населения перед властью.

В любом случае главный смысл президентского указа в том, что он ломает сложившуюся за время правления Путина политическую парадигму — максимально отстранить граждан от участия в управлении государством. Если через интернет-дискуссии по законопроектам россияне вновь почувствуют свою ответственность за страну, даже без возможности улучшить конкретные законопроекты, это и будет главным результатом инициативы Дмитрия Медведева.

Новости и материалы
Свыше 350 млн рублей изъяли у подозреваемых в связях с даркнет-платформой Hydra
Сборная России по футболу может сыграть в коммерческом турнире
Набиуллина заявила о наличии резервов для купирования рисков финансовой стабильности
Россиянам сообщили, что будет со вкладами после сохранения ключевой ставки в 16%
Буланова рассказала, что жила с абьюзером
Российский подросток пять лет проходил с пулей в шее
Назван средний возраст автомобилей в России
Лжеврачам, обманувшим 80 человек на 7 млн рублей, дали условные сроки
В украинском генштабе прошли обыски по делу о хищениях
Авербух сравнил WADA с раковой опухолью
Финляндия направит в Румынию истребители для участия в действиях НАТО
Ветер принес в Москву песок из пустыни Сахара
В Германии рассказали о быстрой потере позиций ВСУ к западу от Авдеевки
Работе Слишковича в «Спартаке» дали оценку
Пригожин о возращении Меладзе в Россию: «На его концерты пойдут»
В Германии у подозреваемых в шпионаже для России нашли дроны
Третьяк уговорил внука стать вратарем, чтобы сохранить ему зубы
Екатеринбурженка после звонка аферистов лишилась квартиры и 6,1 млн рублей
Все новости