Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Двойка по чтению

Чем меньше в программах по поддержке чтения будет упоминаний о духовном богатстве, тем они будут успешнее

Нужно не отменять ЕГЭ по литературе, а составлять тесты с учетом практических потребностей современной жизни.

Депутат от КПРФ Анатолий Локоть, потрясенный результатами ЕГЭ по литературе (местами — до 40% двоек), потребовал немедленно «дать протокольное поручение профильным комитетам». А в Министерстве образования по тому же поводу провели совещание. И постановили больше ЕГЭ по литературе не проводить. Родители же на интернет-форумах бурно обсуждали литературное невежество своих детей. Преобладали оценки «а чего вы ждали?», «вот и стали мы такими же идиотами, как американцы».

К мировому кризису чтения Россия присоединилась легко, но в два этапа. В начале девяностых было отмечено, что растущее поколение перестало читать. Чуть позже по подсказке социологов осознали, что и взрослые с каждым годом читают все меньше.

Нечитающие взрослые бранили реформы и компьютеры. Библиотекари, писатели и академики писали открытые письма. Призывали принимать национальные программы по поддержке интереса к чтению. Апеллировали к исчезающему опыту «самой читающей страны». Говорили о том, что потеря привычки и навыков повседневного чтения книг ведет к бездуховности, подрывает интеллектуальный потенциал и конкурентоспособность. В результате, когда положение стало доходить, наконец, до правительства и президента – и разразился этот скандал со средним баллом по литературе у выпускников — два с плюсом.

Тут же оказалось, что национальные программы по поддержке чтения с учетом опыта мирового сообщества давно разработаны. И вполне могут способствовать конкурентоспособности на рынках инновационных технологий. Но едва ли дадут желаемый результат. Потому что

европейский и американский опыт в смысле возврата интереса к книге нам едва ли пригодится. До тех пор, во всяком случае, пока мы верим в миф о «самой читающей»

и в то, что поголовное чтение книг – признак исчезнувшего гуманного, духовного, морального и эстетически продвинутого общества. А целью нацпрограмм, даже если они так и не сформулированы, ставим – заставить граждан РФ снова полюбить книги. Это для достижения сугубо практической цели – не потерять конкурентоспособности на мировом рынке – равносильно краху. Да и в принципе неверно.

Даже если согласиться, что мы были «самой любящей книжки» страной, то что это нам дало? В смысле конкурентоспособности и потенциала, например, в создании наукоемких технологий? Приходится признать, что со всеми своими взахлеб читающими гражданами страна никакого преимущества перед менее читающими западными конкурентами не получала.

Со всеми нашими старлабами и кандидатами из НИИ, знавшими наизусть Пастернака с Мандельштамом и штудирующими Булгакова с Солженицыным в ксероксах, научно-техническую гонку мы продули тем самым американцам с их дебильными комиксами и голливудскими боевиками.

И думается, наши программисты преуспели в период распада Союза в американской Силиконовой Долине вовсе не потому, что знали со школьной скамьи наизусть: «Буря мглою небо кроет».

Возможно, не так уж взахлеб страна и читала. И интерес к книге был не столь уж повсеместен и неудержим. Но дело, кажется, не в этом.

Для успешной реализации программы по поддержанию чтения именно советский государственный опыт в деле организации массового чтения может пригодиться. Но при условии полной его демифологизации. Потому что по сути своей он от нынешнего зарубежного мало чем отличается. И ликвидация безграмотности с приучением к чтению населения Союза, и нынешние прозападные программы по реанимации интереса книге носят на самом деле исключительно прикладной характер.

Читающее население необходимо было советскому режиму для подготовки инженерных и технических кадров для нужд индустриализации. Подъем интереса к книге сегодня – для создания кадров инновационных. Отличия – минимальны.

То, что выпускник советской школы не получал аттестата, пока не выучит «Чуден Днепр при тихой погоде» и «Мороз и солнце; день чудесный», нужно было для укрепления экономической и оборонной мощи страны. Возьмет ли он после школьной долбежки в руки Пушкина и Гоголя с Чеховым или его стошнит от одного вида любой книги – это его личное дело. Главное, чтоб мог читать инструкции, постановления партии и разбирать чертежи.

Сегодня, в сущности, речь идет о том же.

То, что будущие компьютерщики, ученые, разработчики нанотехнологий не читают, способно снизить их профессиональный потенциал. Значит, нужны новые методики натаскивания на чтение в школах с учетом информационной среды, в которой растет поколение двухтысячных.

Задача-то, в сущности, организационно-технологическая. Успех определяется финансированием, подготовкой кадров, созданием программ, увеличением часов преподавания и ужесточением требований на экзаменах, проводимых именно по мировым стандартам с помощью тестирования. И потому не отменять надо ЕГЭ Минобразу с туманными ссылками на то, что предмет, мол, такой требует рассуждений и эмоций, не поддающихся определению тестированием. А подтягивать тесты к проверке успешности развития образного мышления у выпускников. Желательно по точным размерам параметров левого полушария их мозга.

Чем меньше в национальных программах по поддержке чтения будет упоминаний о духовном богатстве — гуманном, нравственном, эстетическом и гражданском — тем успешнее будут эти программы.

Значение же для общества тех, кто способен глубоко и тонко понимать литературу и поэзию, вообще неясно. Можно предположить, что полное исчезновение подобных странных типов и их сообществ реально ведет к деградации нации. А может, и напротив – толку от них для не читающего и не способного понимать литературу большинства чуть.

С некоторой долей уверенности можно сказать только, что там, где ставятся и реализуются в практических целях задачи по ликвидации безграмотности или повышению интереса к чтению, появление истинных ценителей литературы как побочного продукта массового обучения более вероятно.

Сохранение и увеличение численности вымирающих видов – дело рискованное. Могут выжить. А могут и окончательно исчезнуть от наших усилий. Это касается и вымирающего вида настоящих читателей. Они в России пока чудом сохранились. О чем, например, свидетельствует численность читающего сообщества в ЖЖ, уступающего по количеству участников только тусовкам одиноких дам и подвинутых в компьютерах юношей. И лучше бы в будущих нацпрограммах их любовь к книге вообще оставить в покое. И поддерживать интерес к чтению среди тех, кто его никогда не знал (и, возможно, не узнает). Жестко, последовательно. По-государственному. С соответствующими вопросами в ЕГЭ, на которые легко (при соответствующей подготовке и развитии способности складывать буквы в слова и запоминать героев и сюжеты произведений) большинство сможет ответить. Оценочные показатели поползут вверх. Процент отличников возрастет. Двоечников сократится.

Возможно, тогда среди и тех, и других совершенно необъяснимым образом, как и прежде, появятся единицы способных, вопреки всем программам и зубрежкам, почувствовать, в чем же все-таки красота этих простых слов: «Чуден Днепр при тихой погоде». И кто, опять-таки, совершенно необъяснимым образом (потому что никакой реальной выгоды от этого нет) после получения аттестата продолжит покупать и брать в библиотеке книги. Просто так. Для того чтобы их читать.

Новости и материалы
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Все новости