Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Битва кремлевских пастырей

Разница между пропагандистом архимандритом Тихоном и моралистом митрополитом Кириллом в том, что один готов выражать взгляды властных структур, второй ратует за самостоятельность церкви и не желает, чтобы она была пятой спицей в колеснице госаппарата.

Фильм наместника Сретенского монастыря «Гибель империи. Византийский урок» вызвал немалое смятение в российском обществе. Прежде всего, тем, что к исторической Византии никакого отношения не имел. Перед удивленными зрителями вставал облик страны, до неприличия похожий на сегодняшнюю Россию со всеми ее стабфондами, преемниками и беглыми олигархами. И стране этой грозил жуткий враг, который так и норовил ее извести. Нет, это были вовсе не турки, а католическая Европа. Именно она в пароксизме животной ненависти и погубила древнюю империю.

Архимандрит не намекал, а говорил открытым текстом: стратегический враг России не дремлет, дадим слабину и отправимся вслед за Византией в историческое небытие.

Пока возбужденная публика судила и гадала про коварные планы Запада, одна инстанция хранила загадочное молчание — Русская православная церковь. Создавалось впечатление, что священноначалие фильма не видело, а монах, свободно разгуливавший в кадре по улочкам ненавистных ему Венеции и Рима, не имеет к церкви ровно никакого отношения. Вроде тех ряженых, которые собирают пожертвования на несуществующие храмы в московском метро.

Между тем отец Тихон — фигура знаковая. И его конспирологические страхи не являются откровением. Он охотно делился ими с публикой и раньше. В том числе и по телевизору в передаче «Русский дом». В этом ему помогали отставной генерал КГБ и еще пара-тройка людей со столь же экзотическими взглядами. «Дом» в конце концов прикрыли, но

горстка радикальных ненавистников Запада с обочины переместилась в мейнстрим, а бойкого архимандрита людская молва вообще вознесла на апокрифический пост «духовника президента».

Наконец, мхатовскую паузу прервал главный церковный дипломат – митрополит Кирилл. В последние год--два у РПЦ наметилось потепление с Ватиканом. Консервативный папа Бенедикт XVI не вызывает в Москве той неприязни, что вызывал его не менее консервативный, но слишком харизматичный предшественник. С таким папой можно запросто найти общий язык по поводу волны безбожия, захлестнувшей современную Европу, но при этом не потеряться в лучах его популярности. Чем митрополит Кирилл успешно и занимается. Было крайне любопытно услышать, что он думает по поводу злобных католиков, погубивших Второй Рим и теперь подбирающихся к Третьему.

Митрополит, как и положено по должности, высказался дипломатично.

Апокалиптическая версия архимандрита — его личное мнение и не отражает официальную позицию церкви. Более того, отечественное православие всегда избегало официально комментировать историю и научную картину мира.

Вот католики не избежали и до сих пор отдуваются за осуждение Галилея. Открестившись от прыткого архимандрита и бросив камешек в католический огород, митрополит не удержал баланса и закончил рассказ своей любимой присказкой: интеллигентная публика разгневалась так сильно, потому что спорные взгляды были высказаны человеком в рясе, а она (публика) не терпит вторжения церковного люда в общественную сферу.

Что скрывается за осторожными словами церковного дипломата? Люди сведущие помнят, что он никогда не питал теплых чувств к наместнику Сретенского монастыря. Ведь именно тот сопровождал Путина во время визита в 2003 году в Нью-Йорк, когда президент самолично инициировал процесс сближения РПЦ и зарубежной церкви, закончившийся воссоединением двух ветвей православия. Конечно, опытный митрополит сумел быстро включиться в переговорный процесс и активно поучаствовать в самой большой победе церковной дипломатии последних лет. Но подобные нарушения субординации не прощают.

Однако можно ли все свести к личной неприязни? Митрополит Кирилл весьма энергичен и на внешнем, и на внутреннем фронте. Причем на внутреннем не чуждается антизападной и имперской риторики вполне в духе архимандрита Тихона. Недавно, к примеру,

митрополит обозвал слово «российский» уступкой западной политкорректности, с упоением призвал не бояться слова «русский», поскольку оно-де не имеет этнической окраски, и объявил о принадлежности к «русскому миру» всех народов, населяющих Россию.

Всемирный русский народный собор с большой помпой проводится в Москве именно под его прямой опекой. Прозвучавшая на соборе молодежная доктрина, призывающая новое поколение россиян (пардон, «русских») опираться на традиционные православные ценности, а не оглядываться на загнивающий Запад, вышла из-под пера его соратников. Получается, что митрополит и архимандрит играют на одном поле, и более опытный игрок просто не хочет, чтобы младший путался под ногами?

Нет, дело не только в конкуренции.

Тихон не просто поделился на экране собственными конспирологическими страхами. Он подобострастно выразил паранойю тех властных структур, которые считают, что Запад спит и видит, как ему лучше уесть встающую с колен Россию.

Дал ей, так сказать, православную санкцию и завернул в пропагандистскую обертку. То есть принял на себя подсобную функцию агитатора. Чиновные единомышленники сретенского агитпроповца именно так и представляют себе место церкви в нынешнем политическом раскладе. И архимандрит Тихон с ними совершенно солидарен.

Митрополит Кирилл со товарищи также выполняет своего рода заказ. Государство хочет переложить на плечи церкви проблемы общественной морали, полагая, что самому ему с этим делом никак не справиться. В чем же разница между пропагандистом архимандритом и моралистом митрополитом? А она есть и не маленькая. Митрополит Кирилл ратует за самостоятельность церкви и совсем не желает, чтобы она была пятой спицей в колеснице госаппарата.

Он историю, в отличие от отца Тихона, знает неплохо. И тот

урок, который российское государство преподало своей церкви, заточив ее сперва на два столетия в синодальный плен, а потом еще на 70 лет в большевицкую темницу, митрополит выучил отменно. И снова наступать на те же грабли не желает.

Но именно такая самостоятельная и независимая церковь как раз и не будет вызывать аллергии у просвещенной публики, какие бы консервативные идеи она ни выносила на обсуждение общества. Зря митрополит считает, что эта публика с испугом смотрит на всех без разбору людей в рясах, которые проявляют повышенный интерес к социуму. Вот церковь как пропагандистский придаток авторитарного режима ее действительно пугает. И когда публика поносит «ползучую клерикализацию», то сознательно или бессознательно имеет в виду именно этот жуткий симбиоз. А церковь как один из независимых институтов здорового гражданского общества, отстаивающий наряду с другими свой уникальный взгляд на мир, вряд ли способна напугать даже самого нервного интеллигента.

Новости и материалы
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Все новости