Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Национальные деньгопроводы

В национальном проекте осталось только финансирование, причем, как оно будет осуществляться, неизвестно.

Национальные проекты должны стать источниками будущего процветания. О том, что может стоять за этой помпезной формулой модернизации, в интервью «Газете.Ru--Комментарии» рассуждают заместитель директора департамента подготовки проектов ЦСР Григорий Сенченя и президент ИК «Антанта Капитал» Сергей Алексашенко.

Григорий Сенченя

Григорий Иванович, в чем суть национальных проектов?

— Мне кажется, что произошла подмена понятий. Те национальный проекты, которые планировались перед президентскими выборами и то, что было озвучено пятого сентября - это две разные вещи. Они имеют между собой очень мало общего. Под выборы делалось пять проектов: образование, медицина, доступное жилье, ипотека для военнослужащих и Калининград, как особая экономическая зона. Центр стратегических разработок был базовой площадкой, где прорабатывались эти реформы. Каждый проект подразумевал широкие структурные реформы в своей области.

Сейчас же взяты близкие к ним направления: медицина, образование и жилье, но в основном, в этих направлениях планируется трата денег без масштабных структурных преобразований.

В текущем варианте, в том, который был озвучен Путиным пятого сентября, мы видим, что просто решили выделить приоритеты и заняться хорошим проектным менеджментом в этих областях. Видимо цель состоит в том, чтобы подойти к проблеме именно как к проекту, за реализацию которого есть конкретный ответственный, с надеждой на то, что при таком плотном контроле деньги все же будут потрачены эффективно. При этом выбрали приоритетные области, где накопившееся проблемы уже перезрели и сохранять статус-кво проблематично. Но к сожалению, по тому что я вижу, из проектов выпала компонента собственно реформирования. Почему так произошло, можно только догадываться, но мне кажется, что в этих областях существуют сильные группы влияния, которые присваивают большую часть ренты, а следовательно любая реструктуризация отрасли будет вызывать серьезное сопротивление. В обществе сейчас накопилась большая усталость от реформ. и Правительство не хочет связываться с преобразованиями, чтобы не подвергаться критике.

На мой взгляд, сейчас окно возможностей для реформ в социально чувствительной сфере предельно сузилось. И на данный момент правительство не готово к таким преобразованиям.

Как должен выглядеть идеальный национальный проект?

— Если бы была теоретическая возможность, то было бы хорошо соединить те деньги, которые выделяются сейчас, с реформами, которые были разработаны двумя годами раньше. Если бы эти части не были оторваны друг от друга, то это был бы действительно целостный проект.

В чем смысл выделения внутри правительства, отдельного правительства национальных проектов?

— Я думаю, это сделано для более четкой координации, чтобы работа не выходила из правительства, а в нем оставалась. Видимо в аппарате правительства не хватило ресурсов для того, чтобы качественно мониторить реализацию проектов. Поэтому добавили еще людей.

Если бывший руководитель администрации Президента становится вице премьером, то при реализации национальных проектов повышается как координация деятельности с администрацией, так и координация с Правительством. Это весьма существенно.

Сергей Алексашенко

Сергей Владимирович, в чем смысл национального проекта?

— Я думаю, что через национальные проекты президент и правительство пытаются обозначить приоритеты, выделить те точки, опираясь на которые, как они считают, экономика будет расти быстрее, а жизнь граждан станет лучше. Как постановка задачи, наверное, это правильно. Если говорить об инструментах, которые выбраны для решения задачи, то здесь можно спорить.

Традиционно, как у нас водится в России, если есть проблема, то нужно создать комиссию.

Первоочередное создание совета по решению этих проблем — это уже первая ошибка. Существует действующий аппарат управления под названием правительство, есть Государственная дума, есть бюджет.

И перпендикулярно всему этому создается еще один механизм управления. Мне кажется, что такая система порочна в самом зародыше.

В любом государстве государственные средства расходуются в рамках бюджета. Президент Путин заявляет, что деньги, которые будут тратиться на национальные проекты будут не бюджетными, а сверх бюджета. Сверх бюджета в государстве ничего не бывает. В государстве — все бюджет. Десять-двенадцать лет назад я сам занимался в Минфине тем, что по крупицам собирал бюджет в единое целое. Если же сейчас речь пойдет о том, чтобы разделить бюджет на части между разными комиссиями и подкомиссиями, то это будет большой проблемой для целостности государственных финансов.

Если говорить о сути предложения, то, например, один из проектов связан с медициной. Грубо говоря, глобальная задача состоит в том, чтобы повышать качество медицинского обслуживания населения. Качество медицины должно стать лучше, но, на мой взгляд, решение этой задачи подменяется предложением повысить зарплату всем врачам и медсестрам. Я не спорю с тем, что зарплату повышать нужно, но если сделать только это, то вряд ли от этого вырастет качество услуг. Существуют проблемы, связанные с оснащением оборудованием. Нельзя заставить хороших врачей диагностировать лучше на оборудовании, которому 30 лет.

Среди национальных проектов есть сельское хозяйство. Все хорошо помнят, что в Советском Союзе сельское хозяйство было самой провальной сферой. Когда чиновника хотели поставить на место, то его отправляли «на сельское хозяйство». Когда сельское хозяйство называется национальным проектом, то я думаю, что там есть какие-то внятные цели, которых можно достичь, и инструменты для их достижения. Я могу двумя руками поддержать проект, связанный со строительством жилья. Это точно является мотором экономики, потому что это означает рост производства промышленных материалов, рост местной промышленности. Задействуется внутренний ресурс экономики. Это, наверное, сможет стимулировать экономический рост.

А чем национальный проект отличается от федеральной целевой программы, устройство которой известно?

— Я уже говорил, что у нас есть бюджет, в рамках которого уже отстроены какие-то механизмы. Теперь начинается что-то, что будет сверх бюджета.

Каким образом национальные проекты будут увязываться с бюджетом и с бюджетными расходами, не понятно.

Может, это будут старые целевые программы, или новые целевые программы. Или деньги пойдут сверх бюджета. То есть есть бюджет, есть целевые программы, есть инвестиционный фонд, есть еще, например, бюджет реализации национальных проектов. Но пока об этом ничего не известно, и обсуждать тут нечего. В принципе, национальный проект ничем не должен отличаться от масштабной целевой программы. Но чиновникам же виднее, как что назвать. Наверное, у них своя есть логика. Я не готов ее обсуждать.

Беседовал Евгений Натаров

Новости и материалы
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Россиянам рассказали о наилучшем соотношении шашлыка и овощей
Ученые назвали причину внезапных вспышек ярости у собак
Франция не выдает визы вновь назначенным сотрудникам МИД России
ВСУ обстреляли медицинское учреждение в Донецке
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
Засуха в Ботсване угрожает уничтожить стада вымирающих бегемотов
Во Франции россиянам закрывают банковские счета
Посол Мешков сообщил, что офицеры ВС Франции воюют на Украине
Первую в мире персональную мРНК-вакцину от меланомы протестировали на людях
Все новости