Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Путешествие из Москвы во Владикавказ

Специальный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ»

Я как Солженицын теперь. Или как Карамзин. Или даже как Пушкин. Не в том смысле, что у меня развилась мания величия, а в том смысле, что привел Бог проехать полстраны на поезде. От Москвы до Владикавказа и обратно. 36 часов в одну сторону.

Не могу сказать, что я эту страну первый раз вижу. Я ее видел уже лет пятнадцать назад. Правда, тогда я был на пятнадцать лет моложе и не видел никаких других стран.

У меня никаких выводов. У меня только вопросы. Вот мой сосед по купе - тбилисский еврей, чтобы попасть в Москву, добрался на машине от Тифлиса во Владикавказ, оставил машину у знакомых. Потому что поезд «Тбилиси-Москва» ходил через Абхазию и больше не ходит. А на самолете очень дорого для людей, зарабатывающих пятнадцать долларов в месяц.

— Как же люди живут на пятнадцать долларов?

— Все что-то продают.

— Кому?

— Друг другу.

Я знаю, что так быть не может. Нарушается закон сохранения материи Ломоносова-Лавуазье. Но так есть.

— Извините,— говорит сосед,— вы не могли бы выйти на три минуты в коридор? Мне нужно помолиться. – И хлопает себя ладонью по макушке, куда, как только я выйду, сосед, видимо, наденет кипу.

Он жил в Антверпене и был хозяин аптеки. Жил в Иерусалиме и держал пекарню. Зачем он вернулся? У меня только вопросы.

Паренек в вагоне-ресторане представляется воюющим в Чечне каким-то там агентом спецслужб. Он никакой не агент. Он врет. Он пьяный и в доказательство своей причастности к спецслужбам рассказывает, как ему не платят жалование. Почему же теперь модно в пьяном виде врать, что ты эфэсбэшник?

Другой сосед по купе говорит:

— У вас, у русских, что сложно. Вам трудно умереть. Бумаги оформлять, три дня плакать. А у нас, у мусульман, все просто. Каждого ждет два метра земли, в тот же день, до захода солнца.

Зачем он это говорит? Зачем он говорит еще, что в Москве ему очень нравятся театры? Разве мусульманину могут нравиться театры?

У осетин есть тридцать три обязательных тоста. «За Большого Бога», «За святого Георгия». Мусульмане тоже пьют за Большого Бога и за святого Георгия. За святого Георгия следует пить стоя. Муэдзин по утрам кричит с минарета «Алла акбар». Терек совсем еще мелкий, потому что в горах еще зима. На берегу Терека в двух шагах от мечети стоит гостиница «Владикавказ». Там не бывает горячей воды.

Если женщина закурит на улице, первый же прохожий спросит, где у нее совесть и есть ли у нее отец и мать. В дверях женщина всегда пропускает мужчину. Вино в кафе не продают бокалами, а продают только бутылками. Местное вино отвратительно и делается, похоже, из яблок. На свадьбе нет жениха, а невесте, одетой в белое, страшные старухи приподнимают покрывало и плюют в лицо – от сглаза. При входе на рынок продаются от сглаза амулеты. При выходе с рынка можно встретить молодого мужчину, идущего налегке. Причем следом за ним, скорее всего, будет идти молодая, красивая, одетая в черное женщина, нагруженная сумками со снедью. Женщина эта будет одета в деловой костюм от Тома Клайма, безусловного законодателя тамошних мод.

Город старый и разрушенный. Самые красивые, новые и большие дома принадлежат беженцам. Все получают пособие. Все матери – одиночки, потому что, справляя свадьбу, осетины не регистрируют брака в ЗАГСе.

Еще в городе запрещено тонировать стекла автомобилей, потому что в автомобиле с темными стеклами легко увозить в горы заложников. Милиционеры не берут взяток с любителей ездить в темноте, а заставляют прямо на улице ногтями сдирать тонировочную пленку. Все сдирают, а на следующий день наклеивают снова. Зачем?

Зачем по телевизору ни разу не говорили, что во время активной фазы военной операции в Чечне из-под Владикавказа стреляли туда какими-то дальнобойными ракетами? В домах звенели стекла и прыгала посуда на столе. Говорят, было очень красиво, но очень страшно.

Еще говорят, будто раньше жилось лучше. Почти в каждом дворе стояла небольшая линия по производству водки. Многие на этой водке разбогатели.

И все время играет музыка. Громко и не переставая. Какая-нибудь группа «Блестящие». «Было так красиво сердце мне разбито, и тогда сказал ты чао бамбина сеньорита».

Я не понимаю ни одного слова. Я даже не знаю, как правильно расставить тут знаки препинания.

Новости и материалы
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Все новости