Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Нелегкая жизнь элит

Журналист, писатель

На закате солнца высоко над городом на летней террасе одного из самых ординарных зданий в Москве, здания, построенного в эпоху лужковского девелоперского бума, находились не двое, Воланд и Азазелло, а целая компания знаменитых и успешных людей. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров конструкция из стекла и белые шторки. Но им город был виден почти до самых краев.

В вип-компании обнаружились рыжеволосая шпионка в красном (в качестве центральной фигуры), зампред правления госмонополии, поэтесса эпохи www, два отборных медиаменеджера и промоутер светской жизни, у которого мероприятия выходят крепко сбитыми, как грибы боровики. В непосредственной близости от стола протекала моя беседа с модным писателем. И пока она протекала, мне все время что-то мешало. Сначала я подумала — туфли. Не надо было в жару на каблуках. Когда на террасе посвежело и поредело, я поняла — нет, это она обеспокоила меня. Красная шпионка, до сей поры в вип-кругу невиданная.

Воланд бы сказал в таком случае:
— Какой интересный город, не правда ли?
Азазелло шевельнулся бы и ответил почтительно:
— Мессир, мне больше нравится Рим!

Что-то имперское в этом определенно было. И в роскошной панораме Третьего Рима — с веранды можно было разглядеть, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. И в смешении статусов и репутаций, характерных для времен позднего Калигулы. Ну и более ранний Октавиан Август с его принципатом к этому московскому виду тоже бы прекрасно подошел.

Это я так верчусь историческим ужом, чтобы не обидеть кого ненароком. В нашей империи культурный вип-слой такой тонкий, что скажешь пару неосторожных слов — непременно попадешь в доброго друга, коллегу, бывшего и будущего работодателя, воздыхателя, инвестора, ньюсмейкера или просто в хорошего человека, который и сам в вечных сомнениях: а с теми ли мы, мастера культуры.

Поэтому я про плохого про вип писать не буду, а буду писать исключительно хорошее и доброе.

Тем более и фильм к случаю посмотрела. «Мишень» режиссера Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина. Фильм очень хороший (я же обещала), о чем я и сказала авторам (совершенно искренне, впрочем). «Мишень», как и «Москва» тех же авторов, рассказывает нам о трудной жизни вип. Только те вип 90-х были живыми, а эти, помещенные из милосердия к современникам в 2020, уже почти не трепыхаются. Умные и успешные люди маются от нелюбви в стерильном и, разумеется, дизайнерском вип-пространстве. Едят по утрам пророщенные злаки, пьют родниковую воду, занимаются полезной гимнастикой, замеряют уровень дерьма в собственном организме (45% или 65%?), а счастья нет. По двадцатиполосной трассе всея Руси несутся из Парижа в Гуанчжоу грузовые трейлеры, все приятно автоматизировано, наступил вертикальный рай, Родина расцветает на торговле природными ресурсами, а у министра недр РФ неживая жена. Ходит по утрам в стеклянной омолаживающей маске и молчит. Бережет себя для насильников, которые грезятся ей в мечтах.

Все приходит в движение, когда компания вип-мертвецов оказывается в центре мишени, концентрирующей божественную энергию. Это такой реликт советской оборонки, на который изливаются свет и любовь. Спа-процедура, предпринятая с целью омоложения, зачатия и общего оживления, приводит к совершенно непредсказуемым результатам. От любви випам делается так хорошо, что даже плохо. И жизнь летит под откос: министр начинает диссидентствовать, жена просыпается для секса, но не с ним, таможенник-коррупционер эволюционирует в убийцу, популярный телеведущий режет вены и поит своей кровью участников ток-шоу прямо в эфире. Прочие девушки просто сходят с ума от любви. Так Сорокин с Зельдовичем пытаются доказать, что любовь пережить нельзя. И вообще она не жилец. Меня эта их мысль сначала как-то обеспокоила. Как пораженческая. Я все пыталась с этим полемизировать. Однако ж после посещения вечеринки с девушкой-шпионом и на меня снизошло озарение: точно, нельзя. В нашем вип-мире — ну никак нельзя. Выпустишь одно — например, любовь — она тут же потянет за собой другое — например, правду. Все станет неприятно отчетливым, как будто глядишь через специальные очки из «Мишени»: сразу видно, сколько в твоей жизни дерьма. Не 45%, как в начале фильма, а все 100, как в финале. А дальше — только под поезд, под красивый белый экспресс типа «Сапсана», летящий навстречу бедной вип-Анне.

Это я к чему? А к тому, что жизнь элит нелегка и полна компромиссов. Образование, воспитание и часто даже талант не оставляют иного пути самоидентификации, как только через «вип». А у дверей вертикального рая висит тарифная сетка: вход — рубль, выход — два. Пока не купишь билет, не узнаешь, к какому столу тебя подведут. И какая пластиковая дева окажется рядом.

Люди простые, которым не достать до высокогорных террас, исполнены праведного гнева: негодяи, устроили себе рай за счет народа, выторговали особые условия в обмен на совесть. И сидят там себе в безопасности, сбывают мечты за счет природного газа, все в дизайне, девах и спа. У них даже есть вип-«скорые». Об этом, если вы слышали, объявила в ЖЖ мать ребенка, которому нарядный стеклянный лифт в Шереметьево чуть не откусил руку. Вип-«скорая», аккредитованная при вип-зале, не может отвезти в больницу неэлитарного мальчика. А другой «скорой» для транспортировки в город в аэропорту вип-столицы нет. Могут ли быть оправдания такому негодяйству?

Но не судите строго, сограждане. Вникните в суть. Верхний этаж и правда неплохо обустроен. Культовый поэт эпохи www показывает нам уют этого мирка:

На столах — фуагра, то да сё, омары,
Громко ржут фраера и тупые шмары,
А в глазах — страх и ненависть штопесдец,
А в карманах — билеты в один конец.
Закажу-ка я хлеба к тарелке суши:
Мы с женой сухари для чего-то сушим,
Чтобы легче потом пережить запреты,
Перешли на дешёвые сигареты,
Сон, когда-то спокойный, кошмаром порван:
Едет Maibach за мною, как «чёрный ворон»...

И до и после в этом стихотворении еще страшнее, но цитату надо вовремя выдернуть из контекста. И ни одну мысль лучше не формулировать до конца. Этим искусством в совершенстве овладел любой вип: один пишем — два в уме. Или сколько там надо брать билетов в один конец?

Пока страна, слава богу, успешно существует в двух параллельных реальностях — элитарной и простодырой, как говорила моя бабушка, наследница языковой традиции Среднерусской возвышенности. Вся система, в конце концов, стоит на этих двух китах — вип ты или не вип, вот в чем вопрос... Тварь или право имеешь? Билеты в один конец тут же обесценят блистательные местные достижения успешных и умных людей. Этот фокус объяснил мне один успешный и умный человек: «Как только система, в которой достигнут статус, исчезает, статус превращается в фантик». Хоть в долларах открыт лондонский счет, хоть в фунтах. Происходит полный демонтаж русскоязычной конструкции, как в сорокинских текстах. До счастья ли тут, до покоя ли, когда такое пораженчество.

К тому же до посадки в самолет еще надо дожить. Я, впечатлившись вип-«скорой», провела небольшое вип-расследование. Обратилась в компанию VIP-International (ну разумеется, а куда же еще), которая зарабатывает свою копейку на базовой национальной ценности — принадлежности к вип. Прикинувшись женой в стеклянной маске, выяснила, почем нынче вип. Кстати, это хороший способ приобщиться к жизни имперских террас: на сайте есть список компаний, исполняющих мечты, с топ-менеджерами которых, если повезет, вы выпьете чаю, пока не позовут на посадку. С билетом в один конец уж точно имеет смысл лететь через «вип». Будет весело и много знакомых попутчиков. Хотя бы знакомых по телевизору.

Мой главный вопрос, на который я заранее знала ответ, был про вип-«скорую». Чем укомплектована, подается ли по первому требованию, какова квалификация врачей, ну и все остальное, что интересует обычно стеклянных вип-женщин. Я уже потирала руки и сочиняла разоблачительный текст: у них есть вип-«скорая», а народ должен умирать в пробках, по пути в простодырые больницы. Я включила диктофон.

«В случае необходимости мы связываемся с медпунктом. Никаких специальных врачей и «скорой» для вип-пассажиров у нас нет. Вызываем обычную «скорую», — ответила менеджер компании для вип. Я не поверила, я долго ее пытала, я страшно расстроилась. Пропала моя вип-сенсация. Обычную «скорую» для вип — нет, вы слыхали про такое?! А ведь эвакуация с билетом в один конец — страшно нервное мероприятие, всякое может случиться.

А потом опять снизошло на меня просветление. Так это же и есть сенсация. Если нет «скорой» ни для вип, ни для не вип, то весь проект ни к черту не годится. Вип есть, а безопасности нет, гарантий нет, страна не оборудована ни для кого. Если вдруг что случится, то Бог уравнивает шансы.

Сдаем, сограждане, билеты и начинаем все сначала.

Я же обещала, что не буду плохо про вип. Только в позитивном модернизационном ключе. Я в вас верю. Завести «скорую» для вип, вместо того чтобы укомплектовать страну совестью и даже, прости господи, любовью, — это было бы самым неразумным решением из тех, что вами уже приняты.

Новости и материалы
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
Все новости