Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Спасение Европы

Заместитель главного редактора Газеты.Ru

Пока наша страна отмечала майские праздники, произошло резкое обострение мирового финансового кризиса. Как-то вдруг упал евро. Резко снизились фондовые индексы и цены на сырье (кроме золота). Причем произошло это все без каких-то очевидных поводов. Что возвращает нас к вопросу о поиске причин.

Индексы упали настолько резко, что 6 мая на фондовом рынке США случилось невероятное: акции 27 компаний с обычной капитализацией свыше $50 млн не стоили вообще ничего.

Почему это произошло, сейчас расследуется (версии – ошибка робота, опечатка человека, хакеры). Понятно, что торговые роботы выбрали все заявки на покупку — «биды», и желающих купить акции по любой цене просто не осталось. Правда длилось это всего 7 секунд и самых больших компаний не коснулось, но масштаб потрясений был очень велик: индекс Доу-Джонса падал в течение дня до 9% (это свыше триллиона долларов в капитализации компаний). Нервозность рынков была ненормально высокой.

Чтобы не допустить совсем уж больших проблем, ЕС и США приняли грандиозные финансовые решения: создание фонда в 750 млрд евро (почти триллион долларов) и открытие своп-линий в долларах США для Европы, Канады и Японии (без заявленных ограничений). Для Европы это меры, сопоставимые с принятыми Штатами осенью 2008 года. Размер этих решений потрясает, особенно после всех успокаивающих заявлений о конце кризиса. И показывает, что цена этим заявлениям — ноль.

После объявления этих мер, рынки частично восстановились. Но что же произошло?

Можно, конечно, говорить о долговом кризисе Греции или проблемах других южно-европейских стран. Но они вовсе не обострились к праздникам, а казалось, наоборот, нашли какое-то решение. В любом случае эти проблемы скорее выступили поводом, а не причиной финансовых потрясений.

Ситуация назревала уже полгода. Еще осенью 2009 года западные страны, объявив о начале программ «выхода из мер стимулирования экономики» стали сокращать предоставление ликвидности. Особенно заметно это произошло в США. Сокращение долларовой накачки банков привело к росту спроса на доллар, и он начал расти. Он растет к евро уже полгода, с конца ноября 2009. С 1,5 долларов/евро до нынешних 1,27. И проблемы еврозоны (Греция и т. п.) только отчасти в этом виноваты. Деньги, которые с весны 2009 «пошли на заработки» в другие валюты и различные активы, с конца 2009 года стекаются обратно в доллары и в США. Точно как это было летом-осенью 2008. Потому что

доллар по-прежнему единственная надежная гавань для денег. Что предопределяет некоторый дефицит долларов на мировом рынке.

Валютные курсы редко меняются без потрясений, плавно. Ведь как только обнаруживается тенденция, спекулянты сразу стараются на ней заработать и разгоняют эту тенденцию за грань адекватности, после чего наступает коррекция. Это может происходить и на минутных графиках, и на дневных. Последнее, собственно, мы и видели. Ничего удивительного в резко ускорившемся росте доллара нет. Главное — понимать, что тенденция к его росту есть. Точнее, была, но об этом ниже.

Рост доллара должен приводить к снижению номинированных в этой валюте активов. Этого почти не происходило последние полгода — более того, цены на некоторые из активов даже выросли. Что очевидно должно настораживать. И должно было кончиться каким-то срывом. Он и произошел, правда достаточно ограниченный. Вслед за резким ростом доллара в начале мая упала цена на нефть и металлы. Кроме золота, которое наконец-то, похоже, становится альтернативным (или скорее дополнительным) доллару средством сбережения денег.

Американский фондовый рынок очень не хотел падать. Несмотря на прекращение «долларовой накачки» с осени 2009, он продолжал в целом расти (за исключением месяца в начале 2010 года). Очевидно, что дефицит долларов должен был рано или поздно добраться и до него. Вот он и добрался.

Но тут стоит заметить, что в самих США дефицита долларов пока нет. В американских банках по-прежнему лежит лишний (по сравнению с началом 2008) триллион долларов «кэша». Он почти не рассасывается. Поэтому и американский фондовый рынок, и долларономинированные активы, и сырьевые фьючерсы совсем не стремились упасть в течение этого полугода. Но в Европе явно нарастал «долларовый голод», потому что доллары стягивались обратно в США. Вот евро и падал.

Возврат доллара в США — очевидный признак нарастания мирового кризиса. Американские финансовые структуры предпочитают на всякий случай держать деньги «под рукой».

Ведь ФРС прекратил с апреля 2010 года «долларовую накачку» путем скупки инвестоблигаций у банков. И как только эти «меры стимулирования» прекратили свое действие, кризис стал возвращаться. Несмотря на отчеты статистических органов о росте ВВП.

Меры, принятые сейчас для Европы, аналогичны мерам США осени 2008 и 2009 годов. Точно так же, как ФРС США скупал облигации у американских банков, предоставляя им кэш, сейчас Европа планирует скупать государственные и частные облигации, финансируя европейские банки. Точно так же, как осенью 2008, когда доллар подошел к отметке в 1,25 к евро, ФРС США открыл долларовые свопы для Европы, и доллар упал до 1,5 (размер свопов тогда составил до $500 млрд). Сейчас, когда доллар подошел к 1,27, ФРС США снова открыл своп-линии.

Что такое своп-линии? Это обмен валютой между центральными банками: ФРС берет себе евро, предоставляя ЕЦБ доллары. А ЕЦБ эти евро просто эмитирует. В результате ЕЦБ получает возможность фактически эмитировать евродоллары (путем выдачи долларовых кредитов евробанкам) без объявленных ограничений по срокам и объемам. Это сразу сокращает спрос на доллары.

Курс доллара дальше расти, видимо, уже не будет. Доллар и евро теперь не свободноплавающие валюты с рыночными курсами — они фактически полностью управляемы центральными банками США и Европы.

И если курс доллара выше 1,25 к евро признается центробанками недопустимым, он и не будет допущен. Пойдет ли доллар обратно к 1,5? Это теперь вопрос не к рынку, а к центробанкам и правительствам стран G7. Существо достигнутых договоренностей неизвестно. Можно уверенно предположить, что цифра в 1,25 ниже не будет. Скорее всего, доллар будет колебаться вокруг 1,3. США, вероятно, хотели бы его опустить до 1,5, может и далее, но рынок пока «повернут» на доллары, а внутренняя их эмиссия ограничена (в связи с «выходом из мер стимулирования»). Скорее всего, интервенции евродолларов ограничатся поддержанием стабильности курса к евро, пока что-то — какие-то существенные события — не взорвут эту «стабильность» либо не сделают ее далее ненужной.

Впрочем стоит учитывать, что все это предварительные договоренности. ФРС США и ЕЦБ, конечно, будут контролировать валютную ситуацию и интервенции евродолларов, но никаких обязательств они на себя публично не взяли. Фонд в 750 млрд евро — вообще только намерения.

Треть этой суммы дает МВФ, что вообще анекдотично. Ведь МВФ создан как раз для того, чтобы развитые страны помогали развивающимся. А теперь Европа забирает (примерно) весь свой взнос в фонд. Если так же поступят еще и США с Японией, то фонд, наверное, можно будет просто закрывать за бессмысленностью. А 2/3 суммы — полтриллиона евро — не очень понятно, откуда будут взяты. Неужели просто эмиссия ЕЦБ? А что еще? Вряд ли северные страны Европы выделят эти средства из своих бюджетов... Но если это эмиссия, то ситуация становится просто абсурдной: одной рукой разгоним эмиссию и уроним курс евро, другой — займем у США доллары и поддержим курс евро. Но ведь своп-линии придется когда-нибудь закрывать и доллары возвращать. И что тогда?

А на что будет тратиться этот европейский фонд? На скупку государственных и частных облигаций. Т. е. фактически на стимулирование роста цен на них. И это после того как именно для сдерживания роста цен на активы была придумана концепция «выхода из мер стимулирования экономики». Недолго же она продержалась под натиском так долго не признаваемых проблем евробанков...

Вся ситуация говорит только об одном: мир не вышел из кризиса — он по-прежнему живет в нем.

В 2007–2008 обострение в США, сегодня в Европе, завтра еще где-то... И не придумано никаких новых рецептов для выхода из кризиса. Те же лекарства в той же пропорции. Хоть и не лечат, но спасают больного при обострениях. Что касается лечения, то, увы, в современном мире такие лекарства, похоже, политически неприемлемы. А раз так, кризис будет долгим.

Новости и материалы
В Краснодаре девушка-подросток пропала после ссоры с матерью из-за плохой учебы
Зеленский наградил граждан за заслуги за борьбу с аварией на ЧАЭС
Стало известно, когда полностью восстановят газоснабжение домов в Орске
Булыкин объяснил, почему «Краснодар» борется с «Зенитом» за титул в РПЛ
Китай призвал сотрудничать с РФ в расследовании теракта на «Северных потоках»
Нелегальных банкиров задержали за махинации на 7 млрд рублей в Петербурге
Гимнастка Дина Авернина: я бы хотела иметь детей
Девушка рассказала о проблемах в Windows при подключении ПК к телевизору
Врач объяснил, почему водителям с депрессией нельзя садиться за руль
Уровень реки Ишим в Тюменской области побил исторический максимум
В Оренбуржье остаются подтопленными паводком почти девять тысяч домов
«Соллерс» продал свою долю в Aurus
Полиция Лондона предъявила обвинения мужчинам, якобы связанным с Россией
Директора российской спортшколы будут судить за кражу миллионов рублей у детей с ОВЗ
Honor представила бюджетный смартфон, спереди напоминающий iPhone
В консульстве РФ подтвердили смерть россиянина в турецком отеле
Названа сумма, за которую гаишник отпустил напавшего на байкера Шахина Аббасова
В карельской школе учеников одели в бронежилеты с нашивкой «Груз 200 мы вместе»
Все новости