Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Петрушка FM

Светский обозреватель

Стюардесса в самолете объявляет: «Уважаемые пассажиры, самолет перегружен, нужно выпрыгнуть одному пассажиру, иначе – хана всем». Тихий голос какого-то мужчины: «Вот так всегда, как теща не нужна, она всегда тут как тут, а как нужна – ее нет». Тут должен быть смех. Тупо и не смешно? Ничего, привыкайте, скоро подобный юмор просочится во все сферы медиа-рынка. Он давно завоевал телевидение, дал ему заработать и уронил его статус. Теперь телевидение, превозмогая себя, методично пытается избавиться от образа ярмарочного Петрушки и делать рейтинг на гуманитарных ценностях. Петрушка тем временем ищет новые сферы приложения.

Анекдот про стюардессу, а также про Чапаева, Вовочку, Крокодила Гену и других с детства знакомых персонажей каждые полчаса рассказывают на новой радиостанции «Юмор FM». Она только начала свое вещание. Раньше на той же частоте 88.7 крутили музыку 80-90-х, и станция называлась «Радио Диско».

Ребрендинг радиостанции для холдинга «Проф-Медиа» («Авторадио», «Энергия» и печатные активы) был вынужденным шагом. «Радио Диско» запустили в июне прошлого года. Запуску сопутствовала крупномасштабная рекламная компания с лицом пива «Толстяк» актером Александром Семчивым, который плясал и произносил слоган: «Я худею от «Радио Диско». Но все усилия результатов не принесли. По рейтингам Gallup Media, каждый день радиостанцию слушали 190 тысяч москвичей в день, а у ближайшего конкурента по контенту «Ретро FM» – 825 тысяч слушателей. Да и у других радиостанций холдинга показатели более успешные: «Авторадио» – 933 тыс, «Энергия» – 502 тыс.

Теперь у «Юмора FM» совсем другой посыл, станция уже не ностальгирует, как раньше, а веселит, причем весьма напористо. Утреннее шоу прямо так и называется в повелительном наклонение – «Всем улыбаться». Звездой станции должен стать любитель скабрезных анекдотов, шоу-мен Роман Трахтенберг. Песни в эфире сменяются свежими анекдотами с сайта Anekdot.Ru, озвученными на разные голоса. Есть и программы – «Классика жанра» с монологами Райкина, Карцева, Жванецкого, Хазанова. «Фабрика смеха» с пока еще не ставшими классиками Петросяном, Альтовым, Степаненко, Гальцевым и другими звездами «Аншлага». Периодически в эфире появляется нарезка из популярных советских кинокомедий, типа: «Надо, Федя, надо» или «Идиот, детям – мороженное, бабе – цветы». Выступления и песни разделяют отбивки, напоминающие звуки «мешочка со смехом».

Первым активно шутить в FM-диапазоне начало «Русское радио». Музыкальный эфир тут до сих пор прерывается искрометными шутками Николая Фоменко. В том числе и на этом «Русское радио» сделало себе имя и добилось популярности. Но делать ставку на чистый юмор в «Русской медиа группе» не стали.

Аналитики справедливо утверждают, что конкуренция музыкальных форматов достигла своего максимума. В прошлом сезоне радийщики решили обратить внимание на информационную составляющую. В начале года «Русское радио-2» и радио «Тройка» объявили о том, что будут делать упор на новости. А г-н Варин вместо этого обратил внимание на телевизор, вернее на то, что пользуется там самой большой популярностью, то есть на юмор. Раз это получилось у телевидения, то получится и у нас. Ход мыслей президента Вещательной корпорации Проф-Медиа Александра Варина был прост – надо поднимать станцию тем, что точно хорошо работает.

Аудитория массовых телеканалов давно отдает предпочтение музыкальным концертам и программам, типа «Аншлаг», «Смехопанорама», «Смехонастальгия», «Кривое зеркало» и пр. В рейтинге ТОП-100 за предпоследнюю неделю августа юмористические программы занимают 7 позиций, то есть они все попадают в список хитов российского телевидения. Важно еще и то, что такие передачи обладают высокой степенью доходности. Как правило, в них используются уже существующие концертные записи, а если ведущему и нужна студия, то она может быть совсем крохотной. Такие передачи можно писать большим пакетом, ведь они совсем не привязаны ко времени. Затраты минимальны, а рейтинги огромные. Это фактически золотая жила российского телевидения. И в прямом и в переносном смысле.

Но не все так просто. Героев юмористического жанра не так много: Елена Степаненко, ее муж, Регина Дубовицкая… Юмористы товар штучный. В свое время Евгений Петросян со скандалом ушел с «Первого канала» и воцарился на канале «Россия». Тогда это практически привело к ссоре телевизионных начальников. «Первый канал» долго храбрился и обещал найти юмориста не хуже, ушедшего, но так и не придумал ничего лучше, чем ставить уже имеющиеся повторы «Смехопанорамы». Еще бы. Думаете просто быть Петросяном? Очень не просто. Канал Ren-TV в свое время хотел повторить успех старших коллег и вырастить собственных шутников. Телепроект запускался совместно с радиостанцией «Европа Плюс». Происходило взращивание молодняка в рамках программы «Факультет юмора», но все закончилось полным фиаско. Из простых людей великие юмористы не рождались. А вот стоило пригласить на канал Ren-TV сатирика Михаила Задорнова, как его первые концерты сразу попали в десятку самых популярных программ канала. Но при этом бульварный юмор не работает на премиальную аудиторию, его любит народ, а мужчины с высоким уровнем дохода (те, за кем гоняются рекламодатели) предпочитают более интеллектуальный контент. К тому, же из-за «аншлагов» страдает имидж канала, опускается его статус.

Так что, несмотря на колоссальную популярность и доходность, присутствие юмористических передач в телеэфире неуклонно уменьшается. Например, показательно, что в рейтинг ТОП-100 на неделе, где выпадает 1 апреля (день дурака) в прошлом году попало восемь программ, а в этом только три. То есть потребители «аншлагов» уже ими накушались и от однообразия блюд подустали. Да и телевизионные начальники, получая сверхприбыли, уже могут себе позволить постепенно очищать эфир от программ, популярных у преимущественно маргинальной аудитории. В свое время «Аншлаг» своими огромными рейтингами серьезно помог телеканалам удержать аудиторию. Теперь его как богатого, но деревенского родственника пытаются оттеснить на край стола. А он соответственно пытается остаться в центре внимания и идет к соседям.

Соседи не против. Радио, руководствуясь телевизионным опытом, тоже хочет подняться на юмористической волне. Действительно, зачем изобретать что-то новое, идти путем проб и ошибок, когда есть такой хороший катализатор как Дубовицкая и Петросян. Возможно, они и станут настоящей панацеей? Юмористы найдут себе новую работу, телевидение завоюет нового зрителя и несколько облагородит свой имидж, а радио увеличит аудиторию. А чтобы счастье было всеобщим, юмористы могут придти и на рынок прессы. Пока он растет и без их помощи, но тиражи крупных общественно-политических изданий не могут угнаться за популярностью желтой прессы. Может быть, ключ к успеху в колонке Степаненко, скажем, для газеты «Коммерсант» или «Ведомости»?

Новости и материалы
Кулеба порассуждал о справедливости, говоря о военнообязанных украинцах за границей
Подросток из Екатеринбурга угрожал сверстникам стрельбой в школе
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Все новости