Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

…а она останется

Политолог

Когда в прошлом политическом сезоне президент Дмитрий Медведев инициировал отмену денежного залога при регистрации кандидатов на выборах от непарламентских партий и общественных движений, оставив только сбор соответствующего (для разных выборов – разного) числа подписей, то эта инициатива в целом подавалась и приветствовалась как некий, пусть острожный, шаг в сторону демократизации политической жизни. Объективно говоря и применительно к любой другой стране мира, отсутствие денежного залога действительно считается признаком относительной демократии — все же одним препятствием меньше. Однако давно известно, что принципы и нормы, работающие в других частях света, в нашей стране либо не работают вовсе, либо работают с точностью до наоборот, то есть извращенно.

И неслучайно было немало скептиков, которые предрекали тогда, что отныне неугодные властям кандидаты вообще не смогут зарегистрироваться кандидатами на выборах никаким способом, потому как сложившаяся практика снятия с выборов на основе выбраковки подписей (это в частности, есть и другие методы) достигла в России невиданных по циничности и изобретательной наглости высот.

Нынешняя осенняя избирательная кампания как раз позицию скептиков и подтверждает. В частности, в Москве, где как-то так совершенно случайно получилось, что всех, кто договорился с Лужковым и его прелестным окружением о лояльности, того и зарегистрировали на выборах (четыре парламентские партии при этом освобождены от надобности собирать подписи, так что неединороссов из их числа ждут свои прелести на более поздних этапах кампании), а у всех, кто Лужкову по каким-либо причинам не мил, совершенно случайным образом оказались подписи «не такие». Причем еще до того, как эти подписи только начали собирать, в кулуарных разговорах представители московской власти, они же – причастные к т. н. выборам в Мосгордуму — прямо, не таясь, называли, кого именно они снимут и ни за что не зарегистрируют. И это свое слово они, надо отдать им должное, держат.

Приемы и придирки могут быть самые при этом разнообразные. Например, у Владимира Милова из движения «Солидарность» признали негодной его собственную подпись в поддержку собственного выдвижения. Ну и все остальные подписи в его поддержку – тоже, числом более 4 тысяч. То есть не то что он не имеет права такую подпись сдать, а она просто «не годная» оказалась. На 100% «не такие подписи» оказались у всех из «Солидарности», а также у адвоката Игоря Трунова. С другими лужковскими оппонентами обошлись с несколько большим иезуитским «изяществом». Например, у Бориса Надеждина придрались, в частности, к паспортным данным сборщика подписей: у того в штампе о регистрации написано «г. Ставрополь», нотариус, глядя в паспорт, так и заверил его подпись и собранные им подписные листы. Но, по текущему мнению московских чиновников, надо писать «Ставрополь, Ставропольский край», то есть указывать субъект федерации. Разумеется, если бы написано было именно так, то придрались бы к тому, что это написано «не так, как в паспорте». Еще можно счесть данные или подпись «нечитаемыми», сказать, что в Москве нет «Дегунинского пр.» (то есть «проезда», как, опять же, написано в штампе о регистрации, в Москве же нет Дегунинского проспекта), утверждать на голубом глазу, что те или иные адреса вообще не принадлежат к соответствующему избирательному округу – вопреки московской же карте. Кстати, в свое время практика тайной корректировки границ избирательных округов была активно использована в Питере – конкретно против «Яблока» (о новых границах никто, кроме ЕР, своевременно не узнал), у которого в Москве никаких проблем подобного рода, правда, нет. Ну и так далее.

Если бы еще и сам московский градоначальник действовал бы с той же бюрократической щепетильностью, то ею можно было бы не только восхищаться, но и положить в основу всего московского образцово-показательного делопроизводства. А то ведь многие уже обратили внимание на сильные расхождения между лужковской декларацией о доходах трехмесячной давности и той, что он подал нынче в Мосгоризбирком. Говорят, Лужков за три месяца просто здорово «разбогател», но не говорят, на чем именно. Да и не спрашивают — в нашем городе мэру не принято задавать таких вопросов, особенно со стороны городской думы. В частности, в майской декларации – которую наш мэр писал как бы «для Медведева», в рамках президентской антикоррупционной кампании, — почему-то не упомянуты аж 12 банковских счетов на 17 млн рублей, 10 029 акций ОАО «Сбербанк России» текущей стоимостью 520 150 рублей, облигации Kuznetski Capital на 15 645 200 рублей и облигации правительства Москвы на 34 000 рублей. Это не говоря уже о знаменитом «Майбахе», который, в отличие от «газона» 1964 года выпуска с прицепом для перевозки ульев, не записан на градоначальнике, но, вероятно, куплен либо на наши налоги, либо на добровольные и бескорыстные пожертвования добрых людей.

В сущности, пустяки, конечно, мог он все эти 12 счетов и запамятовать, там и лежат-то сущие копейки. Зато теперь вспомнил. Чтобы вдруг кто из, скажем, мироновской партии или жириновской не стал шуметь излишне.
Вопрос, конечно же, чисто этический. Как, впрочем, и история коммерческого успеха супруги Юрия Михайловича, так удачно совпавшего по времени с его градоначалием. В какой иной стране, даже не вдаваясь в подробности такого бизнеса и не копаясь сильно в его подноготной, просто с ходу бы сочли бы его, как минимум, неэтичным конфликтом интересов. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но у нас на сей счет свои представления. Как и, скажем, представления о прекрасном, архитектурно воплощенном в камне и бронзе за эти годы в московском точечном – жилищном и офисном — строительстве.

P. S. В последний раз я лично голосовал за Лужкова еще задолго до того, как появилась празднующая нынче 10-летний юбилей любимая «Газета.Ru». Он мне тогда действительно нравился как политик, каюсь. Потом мы с ним, увы, разошлись в некоторых политических симпатиях и архитектурно-художественных вкусовых оценках. Ну, чисто по мелочам, в общем. Хотя, говорят, у него по-прежнему офигенный рейтинг в Москве, особенно среди пенсионеров, а те, кто клянет его, стоя в многочасовых автомобильных пробках, как бы и не в счет, к тому же они не ходят на московские выборы. Но самое главное и приятное, впрочем, то, что в этой триаде – мэр Лужков – московские пробки – «Газета.Ru» — все же самых долгих лет и самый большой успех прочат именно «Газете.Ru». Все остальное — преходяще. И мы это еще, я надеюсь, застанем.

Новости и материалы
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
«Мебель дрожала»: жители Туапсе рассказали о землетрясении
Все новости