Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Неуверенный чиновник разорителен

Уровень защиты частной собственности в России не растет

Уровень защищенности частной собственности в России не растет, хотя законы становятся более совершенными, показало исследование Российского союза промышленников и предпринимателей. Дело в правоприменительной практике, объясняет бизнес. Особенно тяжелым становится произвол чиновников в условиях кризиса, когда их уверенность в будущем падает.

Подавляющее большинство российских бизнесменов боится потерять свою собственность, следует из доклада Российского союза промышленников и предпринимателей «О состоянии предпринимательского климата в 2006—2011 годах».

Более 20% опрошенных предпринимателей уверены, что уровень защищенности частной собственности за последние пять лет понизился, причем в 2007 году 65% бизнесменов оценивали его как низкий.

Отсутствие изменений за 6 лет констатируют 55%. Чуть больше 20% заметили улучшение. «Пессимистов оказалось больше, чем оптимистов», — констатируют авторы доклада.

Дело не в законах. Наоборот, предприниматели отмечают улучшение качества законодательной деятельности в сфере регулирования бизнеса. Положительно оценивает достигнутые результаты 37% опрошенных, об обратном говорят лишь 20%. В 2007 году негативную оценку по этому показателю давали почти 60% предпринимателей.

Улучшения в работе системы лицензирования, контроля и надзора, которая также отвечает за «легкость» ведения бизнеса в России, отметили около 30% компаний, почти столько же считают, что ситуация ухудшилась. 40% не видят изменений. В 2007 году 40% респондентов считали систему мешающей российскому бизнесу.

В анонимном опросе участвовали несколько сотен компаний, все они входят в РСПП.

«Основные проблемы кроются не в законах, а правоприменении, — говорит вице-президент РСПП Мария Глухова. — Хотя во многих случаях именно нечеткость и противоречивость нормативной правовой базы создает условия для незащищенности бизнеса».

Бизнес переживает, что в условиях общей экономической нестабильности проблема произвола чиновников станет особенно острой. «Аналогичная ситуация наблюдалась в 2009 году с оценками коррупции как ограничителя для развития компаний. В условиях ухудшения экономической ситуации любой уровень коррупционных требований воспринимался компаниями как неприемлемый», — пояснила Глухова.

Представители бизнеса не скрывают, что защитить имущество и бизнес в России почти невозможно. «Уровень защищенности снизился, ситуацию надо исправлять. Речь идет об административных барьерах и коррупционной составляющей, которые позволяют отнимать активы.

Имеет значение также неуверенность самих чиновников в перспективах дальнейшего развития, поэтому деньги выводят за рубеж, семьи переселяют туда же», — говорит вице-президент РСПП Давид Якобашвили.

«Производить в России с экономической точки зрения перестало быть выгодным. С точки зрения безопасности улучшений тоже нет, хотя в плане проверок ситуация стала более прогнозируемой. Но остается рейдерство.

И это захват не компания на компанию, а силовики на бизнес», — рассказал председатель «Деловой России» бизнесмен Борис Титов.

«Это основная причина того, что бизнесмены регистрируют компании в офшорах, что позволят вести необходимые судебные разбирательства в другой юрисдикции», — согласен бывший акционер одного из региональных банков.

Власть признает проблему. Структурирование активов через офшор — это «способ гарантировать интересы», признал премьер-министр Владимир Путин в середине декабря, пообещав скорректировать законодательство, чтобы владельцы бизнеса не прятались в специфических юрисдикциях.

Страх бизнеса за свою собственность усиливает отток капитала, особенно в условиях экономической нестабильности. В 2011 году Центробанк и Минэкономразвития неоднократно повышали прогноз этого показателя. В начале года его оценивали в $36 млрд, но в итоге за год из России ушло почти $85 млрд. За кризисный 2009 год из России было выведено $57 млрд. Больший отток капитала был зафиксирован лишь в 2008 году — $129,9 млрд.

Советы бизнеса, как изменить ситуацию, традиционны. «Надо проводить предварительную экспертизу проектов нормативных правовых актов (и многое здесь уже сделано), ликвидировать существующие законодательные пробелы, нестыковки и противоречия, обеспечить эффективную судебную систему», — перечисляет Глухова. Есть также успешные примеры применения амнистии наряду с уничтожением любых документов, которые могут быть позже использованы против бизнесменов, напоминает Якобашвили.

Новости и материалы
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Все новости