Кого слушает президент

Шельф подорожал на сумму ущерба

К разработке российского шельфа будут допущены только компании, способные полностью компенсировать возможный ущерб

Алексей Топалов, Ольга Болотова 22.06.2011, 19:00
РИА «Новости»

К разработке российского шельфа будут допущены только те нефтяные компании, которые смогут в случае аварии полностью компенсировать ущерб. Поправки в закон о шельфе, одобренные правительством, должны застраховать Россию от катастроф, подобных той, что случилась в Мексиканском заливе. На ликвидацию ее последствий ушло $40 млрд.

«Все мы хорошо помним трагедию, которая произошла в прошлом году в Мексиканском заливе. Помним, чего это стоило. И от таких рисков мы должны быть застрахованы, — заявил в среду на заседании российского правительства премьер Владимир Путин. — Нужно предусмотреть все детали и технические нюансы, чтобы ничего подобного не повторилось».

Поэтому на российский шельф будут допущены лишь те компании, которые располагают не только необходимыми технологиями и обученным персоналом, но и средствами, достаточными для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, подчеркнул глава кабинета.

Согласно законопроекту, внесенному Минфином, компании, работающие на шельфе, обязаны иметь план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Также они должны будут подтвердить, что способны профинансировать мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий, включая привлечение дополнительных сил и средств. Кроме того, компании должны быть способны полностью возместить причиненный вред как водным биоресурсам, так и третьим лицам.

Средства на ликвидацию последствий аварий и компенсацию ущерба должны обеспечиваться либо страховкой, либо банковскими гарантиями по кредитам, либо резервными фондами самих компаний, уточнил глава Минприроды Юрий Трутнев.

Размер фондов могут рассчитывать сами компании, но расчеты пройдут государственную экологическую экспертизу, в ходе которой эксперты оценят меры, предпринятые компаниями, и правильность оценки экологических рисков. «К проектам все равно будет предъявляться требование по прохождению государственной экологической экспертизы», — сообщил министр «Газете.Ru» по итогам президиума.

По словам Трутнева, законопроект будет принят Госдумой во втором и третьем чтении уже 1 июля.

На ликвидацию прошлогодней аварии в Мексиканском заливе ВР потратила около $11 млрд, еще около $30 млрд пошли на компенсации пострадавшим. На российском шельфе вполне возможны аварии, сопоставимые по масштабу с этой катастрофой,

говорит руководитель программы по экологической политике ТЭК Фонда дикой природы Алексей Книжников. «В советские времена аварии случались, — говорит эксперт. — На арктическом шельфе ситуация усложняется тем, что из-за климатических условий ликвидация нефтеразливов представляет особую сложность».

Но ужесточение законов о шельфе не помешает его освоению, полагают эксперты. Крупные стратегические месторождения, потенциальные аварии на которых несут наибольшую угрозу, по российскому законодательству доступны только для госкомпаний,

напоминает аналитик БКС Андрей Полищук. Такие компании, как «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР, без затруднений могут привлечь до $10 млрд заемных средств, таким образом, они способны гарантировать ликвидацию последствий, говорит эксперт. Что же касается компенсаций, здесь вопрос в том, кто и как будет оценивать потенциальный ущерб, отмечает эксперт.

К тому же, к шельфовым проектам будут привлекаться крупные зарубежные компании, которые также будут выступать гарантами. Когда обсуждалась возможность стратегического альянса госкомпании с ВР для разработки арктического шельфа России, «Роснефть» исходила именно из богатого опыта ВР в работах на шельфе, борьбе с разливами нефти и ликвидации их последствий, напоминает представитель «Роснефти» Рустам Кажаров. Важную роль сыграла и капитализация британской компании.

«Мы с самого начала заявляли, что капитализация компании — партнера по шельфовым проектам должна быть не ниже $100 млрд», — отметил представитель «Роснефти».

В «ЛУКойле», который реализует проекты на шельфе Каспийского и Балтийского морей, говорят, что готовы предоставить все необходимые гарантии. «Каждый морской объект мы страхуем на весьма крупную сумму (сотни миллионов долларов), мы подготавливаем спецсуда, заключаем договоры с государственными и частными аварийными службами (например МЧС), проводим учения по ликвидации аварий, — рассказал «Газете.Ru» представитель «ЛУКойла». — Мы с самого начала закладываем расходы на промышленную и экологическую безопасность в размере примерно 10% от стоимости проекта».

Полищук полагает, что компании пойдут по пути страхования и заключения договоров с банками. «Резервирование средств на случай аварий крайне невыгодно, — поясняет аналитик. — Проекты на арктическом шельфе весьма крупные, так что в качестве резерва потребуется несколько миллиардов долларов. Компаниям придется перенаправлять эти средства из собственных инвестпрограмм и программ капитальных вложений».