Владимир Путин предложил более плотно привязать цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке к мировым. «Когда цены на мировом рынке быстро повышались, они у нас тоже росли, но не такими быстрыми темпами, как в мире, — напомнил премьер, выступая в Госдуме в понедельник. — То же самое произошло, когда цены резко упали. Они у нас медленно снижаются, очень медленно. Это связано с таможенным регулированием и правилами».
Речь идет об экспортных пошлинах и налоге на добычу полезных ископаемых — эти два фактора являются ключевыми в нефтяном ценообразовании в России. Правительство уже изменило принципы установления пошлин: раньше они устанавливались раз в два месяца по результатам мониторинга цен на мировом рынке, а теперь ежемесячно. Как заявляли власти, это должно было помочь более адекватно реагировать на изменение конъюнктуры. Однако принятых мер явно недостаточно.
«Давайте подумаем, как сделать наши цены более чувствительными к тому, что происходит на мировых рынках, — призвал Путин.
— Мы должны более внимательно посмотреть на регулирование в области нефти и нефтепродуктов. Но таким образом сделать это, чтобы не посадить рентабельность производства нефтяных и газовых компаний».
В первую очередь слова премьера касаются бензина и авиакеросина, считают эксперты.
«Розничные цены на автомобильное топливо в начале этого года снизились в среднем лишь на 7–8%, а ведь нефть в последнем квартале 2008-го упала на целых 30%»,
— напоминает старший аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. Причина этого в немалой степени — монополизм нефтяников в конкретных регионах, а потому ограничения цен можно добиться повышением штрафов и вообще ужесточением мер по наказанию монополистов, считают эксперты.
Также России необходима нефтяная биржа, говорят эксперты, так как на спотовом рынке цены сейчас диктуют опять-таки монополисты. Как таковая нефтяная биржа в России уже существует, однако объемы сделок на ней не сопоставимы с объемом спотовых соглашений. Правительство пытается привлечь нефтяников к более активным торгам на бирже, но ситуация не меняется. Не так давно даже поднимался вопрос о том, чтобы обязать компании в принудительном порядке продавать часть своей нефти именно на бирже. Пока, впрочем, дальше разговоров дело не зашло.
По мнению Дмитрия Александрова из ИК Financial Bridge,
основные пути повышения рыночности — это создание независимых НПЗ общим объёмом переработки не менее 25 млн тонн в год,
которые будут получать нефть от мелких и крупных НК, а продавать нефтепродукты будут на свободных торгах мелким сбытовым сетям и нефтебазам.
А вот прямая привязка внутренних цен к мировым несет опасность, считают эксперты. Если при нынешней нестабильной ситуации в мировой экономике ввести в России рыночное ценообразование, ценовые скачки на АЗС могут составлять до 10–15% ежемесячно, говорит аналитик ИК Financial Bridge Дмитрий Александров. «Например, в Китае увеличится спрос на наш бензин, и тогда по рыночным принципам туда его будет поставляться больше и цена на нашем внутреннем рынке моментально подскочит, — объясняет эксперт. — Готовы ли к этому потребители? Такая неопределенность в ценовой политике может оказаться хуже нынешней ситуации, она приведет к росту социальной напряженности».
«Мировые цены на нефть очень волатильны, так как на них слишком существенное влияния оказывают спекулянты, — добавляет начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. — Их влияние даже более значительно, чем влияние реального производства и спроса на сырье». Кроме того, когда цены на нефть после окончания кризиса пойдут вверх, мы, привязав наши цены к мировым, получим мощнейший инфляционный фактор.
«Создав такие условия, правительство фактически признает приоритет нефтяных компаний, — предупреждает эксперт. — Их интересы будут определяющими, превалирующими над интересами других секторов».