Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Продуктовая монополия

Цены на продовольствие в России до конца года вырастут до 50%, и не только на импорт

Цены на продовольствие в России до конца года вырастут до 50%, и не только на импорт, заявляют представители торговых сетей. Они винят девальвацию рубля и рост цен производителей. Те кивают на то, что сети просто не хотят сокращать свою маржу. Незавимые же эксперты считают, что потребитель вынужден расплачиваться за монополию крупных производителей и торговцев, которую государство позволило выстроить на рынке.

Российским гражданам следует приготовиться к резкому подорожанию продуктов питания. Об этом предупредили участники международного саммита лидеров продовольственного рынка, прошедшего на прошлой неделе в России.

«Дешевых продуктов, которые были еще в октябре — ноябре прошлого года, теперь не будет», — заявил председатель координационного совета Союза независимых сетей России (НСР) Олег Пономарев. Согласно его расчетам, только в первом квартале цены на продукты питания могут вырасти на 6–7%, а по итогам года подорожание может превысить 20%. «По грубой оценке, к концу года рост составит 30%», — назвал еще более неприятную цифру корреспонденту «Газеты.Ru» генеральный директор компании Business to Business Conference Group, хозяина проходившего саммита, Алексей Филатов. «Рост цен будет значительным, по итогам года в лучшем случае он будет 25%, в худшем — 45%», — разделяет эту точку зрения председатель правления компании «Холидей» Сергей Степанов.

«Наибольшее повышение цен будет на импортные товары. Верхняя граница повышения цен составит 40–50%»,

— еще более категорична руководитель по внешним коммуникациям сети гипермаркетов «Ашан» в России Мария Курносова.

Ритейлеры называют несколько причин такого роста цен. Первая — девальвация рубля, которая приводит к подорожанию импорта, о чем подробно писала «Газета.Ru». Играют роль также наличие большого числа посредников между производителями и торговлей, а также меры, которые власти ряда субъектов принимают по ограничению поступления на рынок продукции из других регионов. Но

главным фактором, с точки зрения сетей, является рост цен производителей. «На сегодняшний день мы имеем последнее дешевое яйцо и дешевую курицу»,

— убежден Пономарев. «С Нового года объективно растут издержки, не зависящие от нас, производители присылают новые цены, в частности на колбасу и мясную продукцию, и предупреждают о дальнейшем росте цен», — объяснил он. «Процесс повышения цен на отечественную продукцию неизбежен. Во-первых, в некоторых продуктовых категориях отечественные товары изготавливаются на основе импортного сырья, которое, соответственно, дорожает из-за девальвации рубля. Во-вторых, не редкость, к сожалению, когда отечественные производители, видя, что конкурирующая импортная продукция подросла в цене, повышают и свои закупочные цены. Сейчас мы, например, получили предложение о повышении цен от «Вимм-Биль-Данна», «Юнимилка», «Лактиса», «Лен.Обл.Молока», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора по закупкам направления food компании «Лента» Игорь Лукашкин.

Сами же сети, утверждают их представители, работают на грани рентабельности. «Сети — не враги, которые окружили покупателя ужасными ценами. Они максимальным способом хотят сохранять цены, так как они живут за счет ассортимента, качества обслуживания и уровня цен», — убеждает Филатов.
По словам генерального директора копании «Лента» Алексея Борброва, средняя наценка в крупных сетях составляет от 18 до 20%. Чистая прибыль — около 3%.

Однако производители опровергают утверждения о том, что это они повинны в росте цен в магазинах. «На молоко и молочные продукты мы цены не повышали. Последнее повышение было в октябре, и оно имело сезонный характер. С 20 февраля мы установим новые, более высокие цены лишь на узкую цепочку немолочного детского питания, где используются импортные ингредиенты», — собщила «Газете.Ru» пресс-секретарь «Юнимилк» Юлия Гончаренко. «Мы не планируем повышать цены в ближайшее время. Лишь только ближе к осени можно будет говорить о сезонном подорожании», — добавляет она.

Напротив,

производители обвиняют торговцев. «Сети сейчас ведут себя как настоящие агрессоры. Договорная кампания на 2009 год зашла в тупик. Сети в ультимативном режиме требуют на десятки процентов от условий 2008 года увеличить бонусы и кредиты; за каждый чих — штрафы 100% от заказа»,

— рассказал «Газете.Ru» представитель одного из крупных мясоперерабатывающих комбинатов. «Сети, в частности бренды, принадлежащие «Группе Х5», «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», представили поставщикам продукции новые договора на 2009 год, в которых существующие условия пересмотрены в сторону, значительно ухудшающую положение поставщиков», — привел он пример.

«Последние два-три года экономика работы производителей с сетями была очень низкой, но мы мирились с этой ситуацией, рассчитывая увеличить долю на рынке. Производителям приходилось это терпеть, поскольку сети декларировали, что вся остальная розница ориентируется на ассортимент и цены именно сетевого канала», — рассказал «Газете.Ru» источник на еще одном пищевом предприятии.

«Несколько лет на рынке присутствовал стремительный рост, который расслабил сетевиков. В частности, они позволяли себе жесткие отношения с производителями. Ритейлеры диктовали цены, маржу, в системе отношений было большое количество условий по логистике и рамок на бонусы», — вынужден согласиться Филатов.

В нынешних условиях

сети должны не просто сокращать маржу за продажу или вхождение товара на рынок, а полностью пересматривать структуру отношений с производителями, считают эксперты. «Иначе при тех наценках, которые существуют, предприниматели просто не понесут товар в сеть»,

— полагает председатель оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков.

Фактически потребитель расплачивается за политику, которую проводило правительство в секторе торговли. Спор идет между крупными производителями и крупными продавцами, которые меряются силами в отсутствие конкуренции со стороны малого и среднего бизнеса.

«Развивая розницу, у нас душили малый бизнес. Крупным сетям было выгоднее покупать у импортеров, потому что отечественный производитель был в основе своей мелкий или средний»,

— отмечает депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева. «Сейчас в России не сформирована цепочка «малый производитель — малый продавец». Всё собой заместили сети. На данный момент всем понятно, что в сетях масса изъянов.

Сети, отправляясь в регионы из центра, тащили за собой поставщиков, убивая местные системы поставки продукции. Они разоряли систему поставки»,

— подтверждает Хандриков. «Это поставило покупателя и отечественного производителя в автоматическую зависимость от монопольной роли сетей и, в свою очередь, от импортной продукции. Рост цен, который мы увидели и увидим в магазинах вследствие удешевления рубля, станет прямым следствием этой политики», — говорит Дмитриева.

Новости и материалы
В Госдуме призвали уважать спортсменов, которые поедут на Олимпиаду
В сети обсуждают фигуру Погребняк после набора веса
Российский солдат уничтожил FPV-дрон ВСУ из дробовика
Власти Солнечногорска объяснили происхождение зыбучих песков на центральной площади
В Башкирии аннулируют браки для лиц, сменивших пол
Инвестстратег спрогнозировал курс доллара на следующую неделю
В Хакасии появилась «парковка» для дорогих авто прямо на мемориале героям ВОВ
Продюсер вспомнил, как организаторы обанкротились из-за Вайкуле
Стало известно, что чаще всего перевозили по Севморпути в 2023 году
Россиянин попал в больницу после употребления одного из самых острых перцев в мире
Мария Миронова призналась, что стала водителем ради сына: «Началась новая жизнь»
Билл Гейтс предрек крах искусственного интеллекта
Бывший бойфренд Джиджи Хадид впервые за долгое время рассказал об их дочери
Панарин повторил редкое достижение в «Рейнджерс»
В Москве четыре работника салона сотовой связи оформили на абонентов 280 кредитов
ВТБ вернет начисление кешбэка рублями
Кустурица не исключил, что может получить паспорт РФ
Банк России продлил ограничения на перевод средств за рубеж
Все новости