Первый полет пассажирского лайнера, разработка которого началась еще в 2001 году, наконец-то состоялся. Мероприятие было закрытым, информацию представители компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) передавали по телефону. Согласно этим данным, самолет провел в воздухе 40 минут.
Лайнер поднялся на высоту 1200 метров, совершил 4 прохода над взлетно-посадочной полосой, сделал «коробочку» и успешно приземлился.
«Он красиво ушел в небо, прямо как синяя птица, и не менее эффектно приземлился», — цитирует РИА «Новости» представителя ГСС.
Первоначально испытательный полет был назначен на декабрь 2007 года. Он был сорван из-за недоработок двигателя SaM146 совместной разработки французской фирмы Snecma и российского НПО «Сатурн». Первый запуск нового двигателя на Superjet 100 состоялся лишь 20 февраля 2008. После этого подготовка Superjet лишь набирала обороты: 14 мая успешно прошли первые испытания на взлётно-посадочной полосе: рулёжка и пробежка (разгон на ВПП до 162 км/ч).
Эксперты считают событие весьма важным для российской авиационной отрасли. «Первый полет – это знаковое событие, — говорит Максим Исаев из RM&G Sec. — Он открывает новую эру развития регионального самолетостроения в России». В то же время аналитик напоминает, что полностью летные испытания длятся около двух месяцев.
Только после этого станет ясно, не будет ли с выпуском машины новых задержек, не понадобятся ли новые доработки и обкатки.
Программа выпуска Superjet 100 предполагала начало поставок готовых лайнеров первым покупателям с ноября 2008 года. Однако задержка с началом испытаний сорвала и график поставок. Новые сроки будут напрямую зависеть от времени окончания сертификационных испытаний. Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров надеется, что опоздание не окажется существенным и не повлечет штрафных санкций для производителя благодаря временному зазору, предусмотренному в контракте.
Региональный ближнемагистральный самолет Superjet 100 (ранее он назывался Russian Regional Jet) – самый амбициозный российский авиапроект после распада Советского Союза.
Новинка полностью создавалась на основе цифровых безбумажных технологий.
Разработка началась в 2001 году при участии американской Boeing и Авиационного комплекса им. Ильюшина. Superjet, рассчитанный на 75–95 пассажиров, должен заменить устаревшие Ту-134, Ту-154, Як-42 в парках российских авиаперевозчиков, а также составить конкуренцию канадской Bombardier и бразильской Embraer.
С 2007 года в проекте участвует также «дочка» итальянской Finmeccanica Alenia Aeronautica. В августе Alenia и «Сухой» сообщили о создании СП по продажам и обслуживанию самолетов Superjet, в котором «Сухому» будут принадлежать 49%, а Alenia – 51%. По мнению руководителя аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, многие авиакомпании, являющиеся клиентами итальянского авиастроителя, предпочтут обновить и расширить свой авиапарк именно за счет самолетов Superjet.