Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Туркменбаши играет на трубе

Россия, Казахстан и Туркмения подписали договор о строительстве Прикаспийского газопровода

,
Россия, Казахстан и Туркмения подписали договор о строительстве Прикаспийского газопровода. Проект выгоден для всех сторон, однако скоро некоторые из его участников могут увеличить цены на свой газ. При этом Туркменистан явно намерен играть на две стороны, участвуя и в конкурирующем проекте Nabucco.

Соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода наконец подписано. В четверг Россия, Казахстан и Туркмения подписали трехстороннее межправительственное соглашение о строительстве новой газовой трубы. «Создание этой новой энергетической артерии позволит обеспечить долгосрочные крупные поставки газа нашим партнерам и станет новым серьезным вкладом наших стран в укрепление энергобезопасности в Европе, — заявил российский президент Владимир Путин после подписания документа. — Причем не только на евразийском даже пространстве, но и шире».

Соглашение было подписано в присутствии Владимира Путина и казахстанского президента Нурсултана Назарбаева.

Туркменский президент — главный поставщик газа для нового проекта — в Москву не приехал.

Туркменскую сторону представляла делегация во главе с исполнительным директором государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Байраммурадом Мурадовым. Правда, туркменский президент все же принял участие в подписание документа, хоть и виртуальное — Путин и Назарбаев связались с Гурбангулы Бердымухаммедовым по телефону.

Накануне подписания документа российский президент созванивался и со своим коллегой из Узбекистана Исламом Каримовым, также обсудив с ним энергетические вопросы. Подробности этой беседы неизвестны, но нельзя забывать, что Узбекистан является одним из главных участников нефтегазового рынка Средней Азии, хотя и не играет такой роли в проекте Прикаспийского газопровода, как Казахстан и Туркмения.

Прикаспийский газопровод планируется проложить по восточному берегу Каспия из Туркменистана через Казахстан в Россию. По предварительным расчетам, 360 км трубы пройдут по территории Туркменистана, а еще 150 км — по Казахстану. В пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе труба должна соединиться с существующим газопроводом Средняя Азия--Центр или Бухара--Урал. Затем два газопровода войдут в газотранспортную систему России.

Стоимость этого проекта оценивается в сумму свыше $1 млрд при пропускной способности не менее 30 млрд куб м газа в год.

Правда, мощность было решено сократить до 20 млрд кубометров, так как у Туркмении (основного поставщика газа в трубу) на данный момент нет возможности добывать такие объемы. Впрочем, по словам аналитиков, при необходимости, в дальнейшем можно будет увеличить пропускную способность. По прикаспийскому газопроводу газ из Туркменистана пойдет в Россию, откуда пойдет дальше, большей частью — на Украину.

По утверждению главы Минпромэнерго РФ Виктора Христенко, строительство Прикаспийского газопровода будет завершено уже к 2010 году. При этом российский министр подчеркнул, что инвестиции каждая сторона будет осуществлять самостоятельно. «Базовое условие заключается в том, что каждый делает самостоятельно свой участок строительства, грубо говоря, туркменский участок составляет 300 км, казахстанский — 1,5 тыс. км. У России — самый короткий участок, несколько десятков километров, где необходима расшивка для узла», — уточнил Христенко.

Аналитики оценивают проект Прикаспийского газопровода как выгодный для всех участников проекта. «Туркменский газ будет востребован. 20 млрд кубометров дополнительных поставок — это очень много, — говорит начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. — Дальнейшее развитие отношений со среднеазиатскими государствами будет выгодно как для них самих, так и для России». По мнению Разуваева, до начала разработки Штокмановского и других крупных российский месторождений газа, «Газпром» будет показывать медленный рост, либо вообще стагнацию добычи. «А обязательства перед европейскими потребителями возрастают, равно как и спрос на внутреннем рынке, — указывает эксперт. — Поэтому среднеазиатский газ придется очень кстати как для покрытия обязательств по поставкам, так и для создания определенного «запаса прочности».

Эксперт также отметил, что в ближайшем будущем стоит ожидать и негативных для России последствий реализации этого проекта. «Вероятно, в ближайшее время будут пересмотрены закупочные цены на казахский газ, а также тарифы на транспортировку газа по территории Казахстана, — предупреждает аналитик. — Цена газа может подняться с нынешних $165 за 1 тыс. кубометров до $190–200». Впрочем, по словам Разуваева, хоть это и несколько снизит для «Газпрома» рентабельность закупок среднеазиатского газа, но в перспективе будет лишь усиливать позиции российской компании в этом регионе. Это объясняется тем, что объемы газовых поставок из Казахстана несравнимы с туркменскими. Поэтому повышение цены на казахский газ большой роли не сыграет.

В целом специалисты рассматривают подписание соглашения по Прикаспийскому газопроводу как победу России в соперничестве с Америкой и Европой. «Прикаспийский газопровод, безусловно, важен для России, причем как с политической, так и с экономической точки зрения. Он замыкает туркменские газовые потоки на Россию, — говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — И это ставит под сомнение существование альтернативного проекта Nabucco, так как на него у Туркмении попросту может не хватить газа».

Впрочем, Туркменистан явно не собирается терять и своих европейских партнеров. «Сокращение мощности Прикаспийского газопровода с 30 до 20 млрд кубометров может объясняться вовсе не тем, что Туркмения не способна добывать такие объемы, — говорит аналитик ИК «Финам» Константин Рейли. — Возможно, это связано с тем, что Туркмения намерена поучаствовать и в проекте Nabucco. Никто в точности не знает, каковы запасы газа в Туркменистане, а сама туркменская сторона не спешит обнародовать эти данные. Поэтому 10 млрд куб. м могут стать неким заделом на будущее, а также политическим аргументом для решения некоторых принципиальных для Туркмении вопросов, например, цены на среднеазиатский газ».
«Возникает ощущение, что Бердымухаммедов все еще пытается торговаться, стараясь получить максимум возможного, — добавляет Алексей Макаркин. — Об этом говорит тот факт, что туркменбаши вместо себя отправил на переговоры в Москву своего представителя».

Новости и материалы
Глава МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Все новости