Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Путешествие к перекрестку миров

Автопутешествие по Киргизии и востоку Китая

Почувствовать себя настоящим первооткрывателем в XXI веке практически невозможно, но организаторы Транс-Азиатской экспедиции Amarok, кажется, смогли справиться с амбициозной задачей. Корреспондент «Газеты.Ru» принял участие в масштабном проекте, проехав на обновленном пикапе один из самых интересных этапов экспедиции, который был проложен из Бишкека в главный город всего западного Китая — Урумчи.

Выбор этапа, в котором предстояло принять участие, происходил мучительно долго. Судите сами: маршрут проложен через всю Среднюю Азию, мало посещаемые туристами районы Китая и бескрайнюю и безлюдную Монголию. Однако стартовала и финишировала гонка, что примечательно, в России — выехали из Астрахани, приехали на новенький космодром Восточный в Амурской области. Общая длина маршрута — 13 625 километров с перепадами высот до 5000 метров.

В итоге выбор пал на один из двух самых сложных и протяженных участков: Бишкек – Урумчи.

Столица Киргизии встретила хорошей погодой и неплохим аэропортом, однако увиденное в дальнейшем сразу же переместило Бишкек в лидеры персонального хит-парада по самым неухоженным столицам бывшего СССР. Даже унылый Кишинев с его отсутствием мало-мальски интересных достопримечательностей (на фоне других главных городов бывших союзных республик. — «Газета.Ru») производит не столь гнетущее впечатление. Главное богатство Бишкека --люди. В условиях тотальной разрухи городской коммуналки, ужасающего жилого фонда и дорог, а главное — крайне низкого уровня жизни жители города сохраняют позитивное отношение к жизни. Они с радостью заполняют центр города, оживляя его и даря надежду на радужные перспективы. Да, многие уехали искать лучшей жизни, но еще больше остались, тем более что, как оказалось в дальнейшем, Бишкек — по меркам Киргизии — это еще больший центр притяжения для жителей страны, чем Москва для россиян.

Пару слов об автомобилях. Экспедиция проходила на обновленных пикапах Volkswagen Amarok, причем автомобили отправились в путешествие в серийном, а точнее даже предсерийном исполнении и далеко не в топовой комплектации. Каждая машина была названа в честь знаменитых русских путешественников — исследователей Азии. Под капотом двухлитровый дизель мощностью 180 лошадей, работающий в паре с восьмиступенчатой АКП Tiptronic. За езду по бездорожью отвечал обновленный полный привод 4MOTION.

Забегая вперед, стоит отметить, что автомобили вполне достойно проявили себя в самых разных дорожных условиях, уверенно покоряя и пески пустыни Такла-Макан, и горные перевалы, и замерзшие ручьи в полях, и разбитые киргизские и китайские дороги.

Впрочем, главное все же помнить, что это хоть и очень проходимый, но все же автомобиль, а не гусеничный вездеход, и он имеет вполне осязаемые границы возможного. Поэтому преодоление глубоких снегов на высокогорном перевале Тосор в Киргизии или пролом льда даже у небольшого ручья создавали для машины безвыходную ситуацию — без помощи лебедок было уже не обойтись.

Киргизия

Покинув мрачноватый Бишкек, мы устремились к главной жемчужине Киргизии — озеру Иссык-Куль. Обрамленный горами водоем в разгар сезона притягивает отдыхающих едва ли не со всего мира, а в межсезонье превращается в тихое и уединенное место с бескрайней водной гладью, где, сидя на берегу, совсем не хочется никуда спешить. Озеро очень похоже на Севан в Армении, здесь также осталось множество следов былого советского величия, свидетельствующих о современном экономическом упадке.

Главный город на побережье — Каракол.

Формально областной центр, но на деле городок совсем крошечный. Самое интересное здесь — могила и музей великого русского путешественника Николая Пржевальского, который скончался в Караколе в 1888 году, простудившись после купания в реке.

Эффектный гранитный памятник путешественнику, роскошная панорама на озерную гладь и небольшой музей с барельефом над входом, на котором Пржевальский как две капли воды похож на Иосифа Сталина. В самом здании зимой не оказалось, ни отопления, ни электричества, но и без того получился удивительно трогательный ансамбль, напоминающий о знаменитом соотечественнике, первооткрывателе этих земель.

Сделав круг вокруг озера, отправляемся в горы, наша цель другой областной центр — Нарын. Добираться туда мы решили через тот самый перевал Тосор высотой порядка четырех километров над уровнем моря. Наверх поднимаемся по идеальной грунтовке, которая особенно контрастирует с остальными дорогами страны. Секрет трассы прост — ее использует принадлежащая канадцам компания «Кумтор Голд», ведущая на местном руднике, одном из крупнейших в мире, добычу золота. «Кумтор» для Киргизии это гораздо больше, чем «Газпром» для России, он едва ли не крупнейший налогоплательщик в стране и самое желанное место работы для местных жителей — зарплаты у золотодобытчиков во много раз больше, чем у всех остальных.

Грунтовка уходила все выше в горы, и, миновав серпантин, мы наконец выбрались на снежное плато. Доехав до нужного места, колонна свернула с трассы — оставалось преодолеть около 15 километров, но выпавший накануне обильный снег в итоге спутал все карты, как отмечалось выше, покорить перевал, несмотря на использование цепей и лебедок, в итоге не удалось и пришлось делать огромный крюк, добираясь в Нарын по обычному шоссе. Здесь дорога тоже получилась интересной — выпавший накануне снег сначала подтаял, а к вечеру замерз, и горное шоссе превратилось в настоящий каток, двигаться по которому быстрее 40 км/ч было крайне опасно.

Впрочем, местные жители, у которых нет ни нормальной зимней резины, ни полного привода, были куда более беспечны и двигались быстрее — одного из таких безумцев, везшего несколько женщин и детей, пришлось вытаскивать лебедкой из кювета.

И снова вокруг удивительная красота первозданной природы, которую удачно дополняет часто меняющаяся погода.

После Нарына, знаменитого тем, что здесь при населении всего в 34 тысячи человек есть троллейбусная линия, мы устремляемся к китайской границе. Туда ведет отличная построенная китайцами трасса, но для наших пикапов это слишком банально, и мы сворачиваем с асфальта и прокладываем по давно забытым грунтовкам собственный маршрут по безлюдным горам, пастбищам, через замершие реки и ручьи, где иногда под тяжестью машин лед трескался и приходилось вытаскивать неудачливых коллег лебедкой — путешествовать на одной машине в таких условиях крайне опасно — на много километров никаких населенных пунктов, изредка попадаются лишь кошары чабанов. Людей здесь можно не встретить неделями.

Ночевка в горах, на берегу живописного и довольно большого озера Чатыр-Куль, расположенного на высоте свыше 3,5 километра. Лагерь мы разбили рядом с хранилищем кизяка, которое устроили местные пастухи. Большинство предпочло ночевать в палатке, о чем вскоре многие пожалели — ветер и холод заставляли коллег утепляться прямо среди ночи.

На утро, едва отъехав, вдоль нашей грунтовки начинается колючая проволока — на той стороне Китай. Никаких постов, вышек или контрольно-следовой полосы. Впрочем, вышки скоро появятся — издалека я заметил, что на ней кто-то есть, немного удивившись, ведь место совсем глухое. Оказалось, киргизские пограничники привлекли к «службе» пугало, как на огородах. Такие же «охранники» окажутся и на других вышках, а живых пограничников мы увидим уже на самой границе.

Китай

Автомобильное путешествие по Китаю, как, впрочем, и передвижение по стране любым другим способом, это всегда экстрим, прежде всего с точки зрения языкового барьера.

Поэтому уже на границе нас ждал гид, которому приходилось постоянно решать все возникающие вопросы, а возникали они постоянно. Самый главный и сложный для автомобильных путешественников связан с документами.

Ездить в Китае на машине можно только при наличии китайских прав и госномеров. Их оформление даже с помощью переводчика заняло у группы целый день, благо организаторы предусмотрительно заложили его в программу.

Второй вопрос связан с безопасностью — Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), куда мы приехали, самый беспокойный в стране. Большинство населения здесь мусульмане, и в регионе сильное сепаратистское движение, что проявляется в регулярных терактах. Блокпосты с вооруженной охраной здесь на каждой АЗС и на всех крупных шоссе. Причем это не просто формальный пункт, где достаточно лишь притормозить, чтобы страж порядка мог тебя рассмотреть, — головную машину останавливали на каждом таком посту и без помощи переводчика объясниться и тронуться дальше было бы весьма проблематично. На английском в Китае никто не разговаривает даже в крупных мегаполисах, не говоря уже о далекой провинции, такой как СУАР.

Въехав в Китай, мы направились в один из самых колоритных городов всей страны и один из важнейших пунктов Великого шелкового пути — древний Кашгар. Ведущая из Киргизии хорошая дорога очень быстро куда-то исчезла — позже один из местных жителей рассказал, что начальника строительства этой трассы якобы расстреляли за воровство выделенных на нее средств. Кстати, мой собеседник сам подошел ко мне на одной из улиц в центре Кашгара. Он рассказал, что работает в местной больнице и, увидев иностранца, захотел попрактиковать свой английский. В России в искренности намерений такого «полиглота» наверняка возникли бы сомнения, но интеллигентный молодой человек в очках показался безобидным. В ходе прогулки он показал несколько интересных мест в центре Кашгара, где активно сносят старые кварталы рядом с историческим центром. Впрочем, сам старый город произвел неизгладимое впечатление — традиции древнего торгового и, что важно, мультикультурного города здесь бережно хранят и денег на них не жалеют. Правда, возведенная по периметру городская стена-новодел показалась не слишком уместной.

Что до моего спутника, то он много рассказал о местной жизни. Китайцы и уйгуры в основном стараются держаться в своих компаниях, хотя в целом отношения между двумя национальностями более-менее нормальные, и у простых людей никакого антагонизма нет. Врач в Кашгаре получает около тысячи долларов, при этом государство старается поддерживать молодых специалистов, предоставляя дешевые кредиты. А вот желания уехать за длинным юанем куда-нибудь в Пекин или Шанхай по крайней мере в Синьцзяне нет, тем более что уйгуры все же предпочитают держаться поближе друг к другу, и в остальной части страны отношение к ним неоднозначное.

После Кашгара мы отправились дальше в сторону Урумчи, по дороге заезжая в древние города Шелкового пути — про каждый можно рассказывать отдельной статьей, регион оказался буквально напичкан различными древностями, включенными в том числе в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

От Кашгара и до самого финиша с дорогами уже никаких проблем не было — новые платные хайвеи удобно связали основные города СУАР. При этом особое впечатление на приезжего производит огромное количество новеньких многоэтажек со всей инфраструктурой, периодически возникающих прямо посреди безжизненного и унылого степного ландшафта за окном, вдали от крупных городов.

Или как вдруг в этой же унылой степи, в десятках километров от ближайшего города, внезапно появляются сотни и тысячи местных жителей, которые на протяжении многих километров возятся в земле, готовя ее для каких-то сельхознужд.

Китайцы стараются осваивать все и везде, и даже здесь, вдали от пекинских пробок, с экологией уже все не очень хорошо — смог есть и в городах, и за их пределами.

Финиш нашего этапа пришелся на столицу СУАР — Урумчи. Город оказался настоящим мегаполисом с большим количеством небоскребов и убийственными пробками — последние полтора километра до отеля мы преодолевали больше часа, да и то один из пикапов постоянно перекрывал движение остальным, чтобы вся колонна могла спокойно совершить нужный маневр.

В местном этнографическом музее собрана богатая коллекция различных экспонатов, включая знаменитые мумии, которые были найдены в ходе раскопок древних кладбищ в пустынных районах СУАР. Некоторым из найденных мумий -около трех тысяч лет, но выглядят они, конечно, не как живые, но удивительно «свежо» — благодаря сухому климату хорошо сохранилась даже их одежда и кожа.

Есть в этом музее целый зал, посвященный… русским.

Оказалось, что в СУАР проживают около 10 тысяч русских и они, наравне с двумя десятками других национальностей, представлены в местном музее. Здесь и традиционная гитара, и гармошка, и национальная одежда явно дореволюционного покроя. На стенах фотографии местных русских старушек, отмечающих традиционные праздники, с подробными пояснениями на трех языках — английском, китайском и уйгурском. Последний, кстати, на слух весьма напоминает турецкий и относится к тюркской группе языков, а вот письменность создана на основе арабского алфавита, что лишний раз подчеркивает, что и в древности, и сейчас этот регион — настоящий перекресток культур.

Несмотря на без малого неделю, проведенную вдали от дома, уезжать, конечно же, не хотелось. За несколько дней дух приключений полностью перенастроил мозги, и хотелось ехать все дальше и дальше навстречу новому и необычному. Но пришлось уступить место в кабине полюбившегося Amarok следующей группе, которой предстояло преодолеть не менее экзотический маршрут Урумчи – Улан-Батор.

Новости и материалы
Глава МИД Аргентины заявила, что китайцы все одинаковые и объяснилась
Боррель заявил, что ситуация с помощью США может стать причиной поражения Украины
«У «Спартака» все чересчур гладко, когда-то это закончится: экс-игрок ЦСКА о красно-белых
«Бавария» и «МЮ» могут поменяться тренерами
Спасший товарищей прапорщик из Дагестана стал Героем России
Маск предупредил об обесценивании доллара США
Совет глав ГА ООН призвал к запуску мирного процесса по Украине
В России наложили временный запрет на вывоз сахара
Воздушная тревога третий раз за день объявлена на всей территории Украины
Полицейские открыли огонь, чтобы спасти женщину, на которую напали две ее собаки
В Британии заявили, что власти Украины негласно признают скорую потерю Донбасса
Ученые обнаружили «двуликую» планету с гиперзвуковыми ветрами
У россиянина отобрали BMW X5 за 503 неоплаченных штрафа
Крымский мост открыли через почти четыре часа после приостановки движения
Эксперты МАГАТЭ сообщили, что слышали более ста выстрелов возле ЗАЭС
Чемпион «Большого шлема» оценил выступление Медведева на «Мастерсе» в Мадриде
Ушедший из «Факела» по личным причинам тренер назвал настоящую причину своей отставки
Райан Гослинг рассказал, почему недоволен самой известной сценой «Ла-Ла Ленда»
Все новости