Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Утилизацию сдали в утиль

В Госдуме предлагают создать предприятия по утилизации автомобилей

Сотни миллиардов рублей должны поступить в государственный бюджет в качестве утилизационных сборов с новых транспортных средств в ближайшие три года. Как выяснила «Газета.Ru», расходов в бюджете на саму утилизацию при этом не заложено. В Госдуме предлагают разработать госпрограмму поддержки предприятий по утилизации, на финансирование которых по закону положено выделять до 12 млрд руб. в год.

На протяжении пяти лет, с 2012 года, правительство России собирает утилизационные сборы с каждого нового легкового и грузового автомобиля, выпущенного в оборот. Сбор закладывается в конечную стоимость транспортного средства, поэтому в итоге оплачивают его обычные потребители и компании, закупающие автомобили. Формально плата за утилизацию вводилась, чтобы гарантировать владельцам транспортных средств их безвозмездную утилизацию в дальнейшем. С точки зрения государства утильсбор является инструментом обеспечения экологической безопасности.

Однако за прошедшие пять лет непосредственно на утилизацию машин из казны не было потрачено и рубля, а в проекте федерального бюджета до 2019 года правительство и вовсе решило не закладывать такие расходы.

В Госдуме хотят перемен

Система взимания утилизационного сбора нуждается в госпрограмме развития предприятий по утилизации. Об этом «Газете.Ru» рассказала глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. В ходе предварительного рассмотрения в Госдуме правительственного законопроекта «О бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» возглавляемый Тимофеевой комитет составил заключение, в котором раскритиковал нецелевое использование десятков миллиардов рублей, полученных от граждан в виде утилизационных сборов.

По сравнению с 2016-м в следующем году объем поступлений по утилизационному сбору с новых транспортных средств увеличится на 17,2 млрд руб. и составит 152,2 млрд руб.,

говорится в заключении комитета, с которым ознакомилась «Газета.Ru».

Прогнозируется рост поступлений в бюджет от сборов и в течение двух следующих лет. В 2018 году утилизация машин добавит казне 157,9 млрд руб., а в 2019-м — 163,7 млрд руб. То есть речь идет о гигантской сумме примерно в 0,5 трлн руб. Две трети этих денег будут уплачены при ввозе различных транспортных средств в России, а оставшаяся часть — компаниями, производящими автотехнику на территории страны.

Как отмечают в комитете, последовательный рост поступлений в бюджет обусловлен, с одной стороны, увеличением с 1 января 2016 года тарифов утилизационных сборов, а с другой стороны — прогнозируемым Минэкономразвития ростом объемов ввозимых в Россию транспортных средств.

«Часть средств, поступающих от уплаты утилизационного сбора, направляются на субсидии российским производителям транспортных средств, в частности на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест, затрат на использование энергоресурсов, а также затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной техники. В 2017 году эта сумма составляет 14,064 млрд руб., то есть 9,2% от поступлений утилизационного сбора», — отмечается в заключении комитета.

При этом на другие цели, связанные непосредственно с утилизацией, правительство деньги расходовать даже не планирует и, очевидно, использует эти средства, чтобы затыкать дыры в бюджете.

«Частью 8 статьи 24.1 федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрен механизм компенсации затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с осуществлением ими деятельности по утилизации транспортных средств после утраты ими своих потребительских свойств, — отмечают парламентарии.

— На указанные цели каждый год предусматривалась соответствующая сумма в расходной части бюджета, в среднем около 10–12 млрд руб. В представленном законопроекте такая сумма вообще не предусмотрена».

В то же время в комитете по экологии поясняют, что этот механизм компенсации затрат не был востребован и в предыдущие годы и соответствующие суммы в расходной части бюджета оставались неиспользованными. Причина проста: в России нет предприятий, которые могут подтвердить документально утилизацию транспортного средства целиком, включая металл, резину, стекло и другие компоненты.

«В этой связи, по мнению комитета, механизм компенсации требует корректировки в целях создания эффективной системы утилизации вышедших из употребления транспортных средств, — резюмируют в профильном комитете нижней палаты. — Возможно, следует рассмотреть вопрос о разработке отдельного мероприятия государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», направленного на создание соответствующих мощностей по утилизации транспортных средств».

Зачем и как вводился утилизационный сбор

Напомним, что впервые утилизационный сбор был введен в 2012 году: базовая ставка для легковых моделей составляла 20 тыс. руб., а для грузовиков и автобусов — 150 тыс. руб. Сбор платили импортеры автомобилей, а локальные производители могли взять на себя обязательства по дальнейшей утилизации машин. Таким образом правительство пыталось нивелировать негативный эффект от снижения ввозных пошлин после вступления России в ВТО, обеспечив поступление в бюджет не менее 50 млрд руб. в год. Однако из-за претензий ВТО с 2014 года сбор стал обязательным для всех.

Тем не менее правительство нашло способ косвенно компенсировать затраты российским автозаводам за счет промышленных субсидий, которые начали выплачиваться с 2014 года.

За 2015 год, по данным Федерального казначейства, поступления от утилизационного сбора составили 84,7 млрд руб. В начале 2016 года правительство резко повысило сборы с новых легковушек — сразу на 65%, что в итоге позволило обеспечить поступление уже около 135 млрд руб. в бюджет. Однако это повышение сборов, судя по проекту бюджета, также коснулось в основном ввозимых транспортных средств.

Деньги идут в бюджет и там растворяются

Эксперты отмечают, что государство не только не развивает сектор переработки автомобилей, но и не следит за тем, как этим занимаются частные предприятия.

«Сбор только называется утилизационным, но к процессу переработки автохлама не имеет никакого отношения,

— говорит «Газете.Ru» коммерческий директор компании «Орис Пром». — За частными компаниями, которые занимаются утилизацией, никто не следит. Таким образом, машины, подлежащие утилизации, могут просто попадать на свалку. В год на переработку отправляется около 2 млн автомобилей, но правильно утилизируется лишь 10% автомобилей. Можно только гадать, куда, например, сливаются все жидкости из остальных машин».

Эксперт по металлопереработке Михаил Родионов в свою очередь отмечает, что Минпромторг якобы изначально дистанцировался от проблем утилизации, когда в России был введен обязательный сбор.

«Чиновники из министерства тогда сказали представителям отрасли, что их дело — поддержать торговлю, а остальными вопросами должны заниматься правоохранительные и природоохранные органы,

— говорит Родионов. — С тех пор как был введен сбор, ни одной копейки из бюджета не было потрачено на создание утилизационных предприятий — у нас вообще нет ни одного такого государственного предприятия. Из этих денег, насколько мне известно, чиновники лишь оплачивали программу поддержки авторынка, связанную со сдачей автомобилей в трейд-ин, и утилизацию. Но на это расходовалась лишь малая часть тех средств, которые поступают в бюджет в виде утилизационных сборов».

Эксперт также указывает на ряд проблем в отрасли, связанных с отсутствием какого-либо контроля. «Госконтроля за утилизацией, по сути, нет.

В итоге машины зачастую не уничтожаются, а продаются в другие регионы, где каким-то образом их продолжают эксплуатировать.

Или же их разбирают на запчасти и продают так. Самое худшее, когда с автомобиля снимают все детали, которые можно продать, а остальное поджигают и сдают потом в лом», — уточняет он.

«Эти деньги идут в бюджет и там растворяются, — говорит «Газете.Ru» первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков. — У нас же даже правовой базы нет, не говоря уже о создании инфраструктуры».

«При этом во всем мире эти деньги (от 50 до 100 евро, заложенные в стоимость машины) поступают в специальные фонды, а оттуда их выделяют на компенсацию затрат частных фирм, занимающихся утилизацией», — поясняет Лысаков.

Новости и материалы
Студента МГУ арестовали за сбор денег для нужд ВСУ
Бывший президент Молдавии резко высказался о Дне Европы 9 мая
Россия упрочила позиции главного экспортера урана в мире в 2023 году
«Зениту» предрекли трудности в игре с «Динамо»
Кайли Дженнер ответила на слухи о беременности
Врач рассказала, как отличить мигрень от головной боли
Невролог Шаповалова назвала два главных критерия, указывающих на мигрень
43-летняя Пэрис Хилтон снялась полностью обнаженной для глянца
Назван виновник ДТП с блогером Асхабом Тамаевым в центре Москвы
Глава Тюменской области рассказал о поднятии уровня воды в реке Ишим
Лепс назвал свою любимую песню Михайлова
Врач перечислила работающие методы лечения мигрени
Невролог Шаповалова назвала три работающих метода лечения мигрени
WSJ рассказала, как связаны позиция Германии по активам РФ и события Второй мировой
Иностранец трубой разбил машину бывшей начальницы в Кронштадте
В Латвии признали невозможность заменить лекарства из РФ
Ким Кардашьян кардинально сменила имидж
Дмитрий Тарасов рассказал об операции двухлетнего сына
Семин рассказал, чего не хватает «Краснодару» для завоевания чемпионства
Стал известен решающий фактор матча «Динамо» — «Зенит»
Все новости