Автокомпании ждет жесть

Российские автокомпании заставят платить утилизационный сбор наравне с иностранцами

Сергей Гусаров 08.10.2013, 18:36
Государственная дума обяжет автопроизводителей платить утилизационный сбор iStockPhoto
Государственная дума обяжет автопроизводителей платить утилизационный сбор

Госдума обяжет автопроизводителей, действующих на территории России, платить утилизационный сбор наравне с импортерами автомобилей. Соответствующий законопроект депутаты приняли в первом чтении. По замыслу авторов инициативы, поступления в бюджет от утилизационного сбора вырастут более чем в три раза и превысят 200 млрд руб. Евросоюз ранее пожаловался на российский утилизационный сбор в суд ВТО, причем срок «мирного» урегулирования этого вопроса истек еще в начале сентября.

Во вторник, 8 октября, Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, который распространит действие утилизационного сбора на те автоконцерны, которые имеют производство в России, в том числе отечественные автокомпании. Мнения парламентариев разделились: «за» проголосовали 54% депутатов, а «против» — 30%.

Законопроект также устанавливает уплату утилизационного сбора для автомобилей, ввозимых с территории Казахстана и Белоруссии, а также машины из Калининградской свободной экономической зоны.

Ранее производители, действовавшие на территории России, имели возможность предоставить гарантийные обязательства, что выпущенные ими машины будут утилизированы.

Утилизационный сбор начал действовать в России с 1 сентября 2012 года. Платить новую пошлину обязали всех импортеров и производителей легковых и грузовых автомобилей. Базовая ставка сбора для легковых автомобилей составляет 20 тыс. руб., а для грузовиков – 150 тыс. руб. Действующие на территории России отечественные и зарубежные компании, которые взяли на себя обязательство по последующей утилизации собственной продукции, были освобождены от уплаты сбора. В их числе оказались все крупнейшие российские автопроизводители: «АвтоВАЗ», КамАЗ, «Группа ГАЗ» и Sollers.

Утилизационный сбор по существу должен был стать механизмом компенсации снижения ввозных пошлин на импортные автомобили с 30 до 25% – на этот шаг российским властям пришлось пойти после вступления страны в ВТО. Тем не менее в организации оказались недовольны якобы дискриминационным характером этого налога, что и привело к длительным спорам, в итоге приведшим к необходимости пересмотреть установленный порядок.

Поданная властями Евросоюза в июле 2013 года жалоба в суд ВТО вынудила российские власти пересмотреть свою позицию – в Европе сочли, что утилизационный сбор в его нынешнем виде предоставляет необоснованные преимущества компаниям, имеющим производство в России.

В ходе обсуждения законопроекта парламентарии высказывали разные точки зрения, но одна из них разделялась почти всеми выступавшими депутатами – законопроект является вынужденной мерой, поскольку Россия обязана соблюдать свои обязательства в ВТО.

«Нам надо определиться: не принимаем закон – значит, платим штрафы», – заявил в ходе заседания председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин.

Парламентарии сочли, что первоначальный законопроект об утилизационном сборе продемонстрировал плохую подготовку России перед вступлением в ВТО – инициатива была предназначена для защиты отечественных производителей, но попытка эта обернулась неудачей.

Заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов заверил депутатов, что после вступления закона в силу автомобили российского производства не подорожают – государство окажет необходимую поддержку, но в чем именно она заключается, Рахманов не уточнил. «Мы не видим причин либо каких-то опасений в том, что какое-то существенное повышение цен на автомобили последует после введения этого принципа», — сказал замминистра.

Депутат Николай Коломейцев поведал, что множество документов, описывающих обязательства российской промышленности после вступления страны в ВТО, вовсе не переведены, поэтому компании даже не знают, чего им ждать. Коломейцев отметил, что эта область остается неизведанной, поскольку нигде в России не готовят специалистов, которые могли бы заниматься нюансами вступления в ВТО.

Вместе с тем депутат заявил, что утилизационный сбор приносит значительные средства, которые не тратятся на создание в стране инфраструктуры по переработке автомобилей, утративших свои потребительские свойства.

За первые два месяца работы сбор принес около 7 млрд руб., а после введения уплаты этого налога всеми компаниями он должен принести в казну уже свыше 200 млрд руб. в год.

Депутат от «Единой России» Альфия Когогина считает, что утилизационный сбор пошел на пользу российскому автопрому. По мнению депутата, именно благодаря этой мере замедлился ввоз «автохлама», а производство машин в России выросло до докризисного уровня.

Вместе с тем депутаты предупредили об опасности снижения рентабельности автопрома. Максим Шингаркин из ЛДПР привел цифры, согласно которым после вступления закона «АвтоВАЗ» должен будет заплатить около 14 млрд руб., КамАЗ – 10–18 млрд руб., а ГАЗ – около 13 млрд руб. По данным парламентариев, с момента вступления закона в силу в сентябре 2012 года утилизационный сбор принес около 50 млрд руб.

Ведущий аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что российские власти действительно смогут компенсировать автопроизводителям потери, связанные с уплатой утилизационного сбора, в рамках нового закона, но как именно такая схема может быть реализована — остается загадкой. «По информации разных источников, правительство планирует полностью компенсировать российским компаниям уплату утилизационного сбора. Таких методов много, но их реализация в своем большинстве приводит к тому, что машины дорожают», — считает эксперт.