Интеллект против пробок

Как ситуационный центр ЦОДД регулирует дорожное движение в Москве

Алина Распопова 20.10.2014, 10:02
__is_photorep_included6267557: 1

Новая Интеллектуальная транспортная система (ИТС) Москвы призвана спасти столицу от пробок и транспортного коллапса. На что способна сложнейшая программа стоимостью 17,5 млрд рублей, изучила корреспондент «Газеты.Ru».

Просторное двухэтажное помещение с огромным монитором во всю стену и десятки операторов за компьютерами – это и есть штаб Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы. Из ситуационного центра ведется управление всей дорожной ситуацией в столице. В центре экрана расположена масштабная электронная карта Москвы, усыпанная множеством мигающих разным цветом точек, а по бокам – несколько видов перекрестков, картинку с которых транслируют видеокамеры. Так для обывателя выглядит Интеллектуальная транспортная система (ИТС) Москвы, призванная в будущем избавить город от заторов и облегчить жизнь автолюбителям и пешеходам. Конечно, до центра космических полетов NASA пока далеко, но тоже захватывает.

Система, работающая пока в тестовом режиме, объединяет в себе управление всеми видами общественного транспорта столицы – метро, наземным и железнодорожным транспортом, аэроэкспрессами. В настоящее время здесь работает около 50 человек, но уже совсем скоро их число увеличится в несколько раз. Здесь будет обеспечено дежурство сотрудников оперативных служб города, включая ГИБДД и МЧС, а также службы скорой медицинской помощи.

Отметим, что всего в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы Москвы на 2012–2016 годы» на ИТС выделено 17,44 млрд руб.

Москва похожа на Мадрид

Подобные ИТС работают далеко не в каждом мировом мегаполисе. Как рассказал в ходе экскурсии для «Газеты.Ru» заместитель начальника ситуационного центра Александр Шкиперов, похожие системы можно встретить в Мадриде, Токио и Лондоне. Когда определялся производитель, был взят опыт Мадрида, поскольку по территориальному делению город во многом похож на Москву – те же кольца и вылетные магистрали.

«Это готовая система, инструмент, оболочку которого настроили с учетом текущих реалий, – говорит Шкиперов. – ИТС включает огромную сеть приема и передачи данных, и их последующего анализа. На сервере аккумулируется вся информация, поступающая, в частности, от различных периферийных устройств, включая светофоры, камеры видеонаблюдения, детекторы транспорта, табло отображения информации.

Отметим, что в Москве насчитывается порядка 7 тыс. детекторов транспорта. Кроме того, операторы ЦОДД имеют доступ почти к 2,2 тыс. светофоров, которые работают в настоящее время в столице, – получается, что почти ко всем.

В ближайшее время к системе подключат все светофоры, включая те, которые работают в Новой Москве. Также в систему входит порядка 150 информационных табло, которые сообщают водителям о заторах на их пути, а также показывают прогноз погоды.

«Зеленые волны» и умные светофоры

Операторы подключаются к городским камерам видеонаблюдения, оценивают дорожную ситуацию и принимают решения по организации движения.

В подтверждение своих слов сотрудник центра, несколько раз щелкнув по клавиатуре, подключается к одной из камер, работающих на перекрестке неподалеку от офиса ЦОДД. При помощи команд прямо из центра видеокамеры можно поворачивать в разные стороны и посмотреть, что происходит вокруг. Если что-то идет не так или же есть возможность для оптимизации движения, в руках операторов сосредоточено множество способов воздействия на транспортные потоки.

«Например, оператор может переключить в нужный режим любой из светофоров, который работает в Москве, а раньше для этого приходилось выезжать на место сотрудникам ГИБДД, – рассказывает Шкиперов. – Можно сделать «зеленую волну», что позволит водителям проехать несколько светофоров без остановок».

«Обычно такие «волны» мы запускаем на вылетных магистралях для водителей, которые движутся со средней скоростью 60 км/ч. Конкретного времени их запуска нет – каждый день ситуация разная. В будни в «волну» чаще можно попасть утром и вечером,

а в ночное время операторы, наоборот, «режут» движение, для того чтобы водители не лихачили и не разгонялись слишком сильно».

– А когда по Москве едет Владимир Путин или Дмитрий Медведев, вам не звонят сверху с требованием обеспечить такую «волну»? – интересуюсь у Шкиперова.

– С первыми лицами работает Федеральная служба охраны, у которой свои методы, и нам их сотрудники, к сожалению, не звонят, – улыбается он.

Также в систему ИТС входят комплексы фотовидеофиксации административных правонарушений. Есть стационарные, которые контролируют такие нарушения, как превышение скоростного режима, движение по выделенке, проезд грузового транспорта по МКАД в дневное время. Есть и передвижные комплексы, которые установлены на машинах-парконах, которые снимают неправильно припаркованные автомобили и контролируют оплату платных парковок. Таких машин насчитывается уже порядка 400 штук.

При этом с заявкой о предоставлении записи с той или иной видеокамеры необходимо обращаться в департамент информационных технологий.

«Все те 2,2 тыс. видеокамер, к которым у нас имеется доступ, интегрированы в систему «Безопасный город», – объяснил Шкиперов. – Она объединяет в себе более 150 тыс. видеокамер, расположенных по всей Москве. Это камеры видеонаблюдения у подъездов, дворов, школ, в местах массового скопления людей. Вся полученная от них информация передается в Единый центр хранения данных (ЕЦХД). В случае если произойдет правонарушение, то любой гражданин может обратиться в колл-центр департамента информационных технологий и запросить видеозапись».

Принимаем жалобы

В центре в круглосуточном режиме работают диспетчеры, которые принимают жалобы от москвичей. В основном это просьбы установить нужные дорожные знаки или же устранить некорректные, жалобы на неисправность светофоров и просьбы внести изменения в параметры их работы.

«Чаще всего система уже заранее знает о проблемах и сообщает нам об этом, например сломанные светофоры сразу же начинают мигать на табло. Если же поступает просьба скорректировать работу светофора, то предварительно мы моделируем ситуацию на компьютере и смотрим, что произойдет, если, к примеру, увеличить интервал горения зеленого света на 20 секунд. Ведь это может улучшить ситуацию на одной улице, но в целом по району обстановка станет хуже».

Итогов работы пока нет

Ситуационный центр ЦОДД проработал меньше года в тестовом режиме, и предварительных итогов эффективности его работы пока нет.

«Количество машин увеличивается с каждым месяцем, – говорит Шкиперов. – Есть и сезонные факторы, как дачники и мотоциклисты весной, желающие отправиться осенью в отпуск и снег зимой. Чтобы подвести предварительные итоги, нужно изучить информацию за год с учетом прироста машин и строительства новых дорог. Пока этот срок не прошел. Если взять Мадрид, то с запуском аналогичной системы средняя скорость потока в городе выросла на 15–20%».