Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Интеллект против пробок

Как ситуационный центр ЦОДД регулирует дорожное движение в Москве

Новая Интеллектуальная транспортная система (ИТС) Москвы призвана спасти столицу от пробок и транспортного коллапса. На что способна сложнейшая программа стоимостью 17,5 млрд рублей, изучила корреспондент «Газеты.Ru».

Просторное двухэтажное помещение с огромным монитором во всю стену и десятки операторов за компьютерами – это и есть штаб Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы. Из ситуационного центра ведется управление всей дорожной ситуацией в столице. В центре экрана расположена масштабная электронная карта Москвы, усыпанная множеством мигающих разным цветом точек, а по бокам – несколько видов перекрестков, картинку с которых транслируют видеокамеры. Так для обывателя выглядит Интеллектуальная транспортная система (ИТС) Москвы, призванная в будущем избавить город от заторов и облегчить жизнь автолюбителям и пешеходам. Конечно, до центра космических полетов NASA пока далеко, но тоже захватывает.

Система, работающая пока в тестовом режиме, объединяет в себе управление всеми видами общественного транспорта столицы – метро, наземным и железнодорожным транспортом, аэроэкспрессами. В настоящее время здесь работает около 50 человек, но уже совсем скоро их число увеличится в несколько раз. Здесь будет обеспечено дежурство сотрудников оперативных служб города, включая ГИБДД и МЧС, а также службы скорой медицинской помощи.

Отметим, что всего в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы Москвы на 2012–2016 годы» на ИТС выделено 17,44 млрд руб.

Москва похожа на Мадрид

Подобные ИТС работают далеко не в каждом мировом мегаполисе. Как рассказал в ходе экскурсии для «Газеты.Ru» заместитель начальника ситуационного центра Александр Шкиперов, похожие системы можно встретить в Мадриде, Токио и Лондоне. Когда определялся производитель, был взят опыт Мадрида, поскольку по территориальному делению город во многом похож на Москву – те же кольца и вылетные магистрали.

«Это готовая система, инструмент, оболочку которого настроили с учетом текущих реалий, – говорит Шкиперов. – ИТС включает огромную сеть приема и передачи данных, и их последующего анализа. На сервере аккумулируется вся информация, поступающая, в частности, от различных периферийных устройств, включая светофоры, камеры видеонаблюдения, детекторы транспорта, табло отображения информации.

Отметим, что в Москве насчитывается порядка 7 тыс. детекторов транспорта. Кроме того, операторы ЦОДД имеют доступ почти к 2,2 тыс. светофоров, которые работают в настоящее время в столице, – получается, что почти ко всем.

В ближайшее время к системе подключат все светофоры, включая те, которые работают в Новой Москве. Также в систему входит порядка 150 информационных табло, которые сообщают водителям о заторах на их пути, а также показывают прогноз погоды.

«Зеленые волны» и умные светофоры

Операторы подключаются к городским камерам видеонаблюдения, оценивают дорожную ситуацию и принимают решения по организации движения.

В подтверждение своих слов сотрудник центра, несколько раз щелкнув по клавиатуре, подключается к одной из камер, работающих на перекрестке неподалеку от офиса ЦОДД. При помощи команд прямо из центра видеокамеры можно поворачивать в разные стороны и посмотреть, что происходит вокруг. Если что-то идет не так или же есть возможность для оптимизации движения, в руках операторов сосредоточено множество способов воздействия на транспортные потоки.

«Например, оператор может переключить в нужный режим любой из светофоров, который работает в Москве, а раньше для этого приходилось выезжать на место сотрудникам ГИБДД, – рассказывает Шкиперов. – Можно сделать «зеленую волну», что позволит водителям проехать несколько светофоров без остановок».

«Обычно такие «волны» мы запускаем на вылетных магистралях для водителей, которые движутся со средней скоростью 60 км/ч. Конкретного времени их запуска нет – каждый день ситуация разная. В будни в «волну» чаще можно попасть утром и вечером,

а в ночное время операторы, наоборот, «режут» движение, для того чтобы водители не лихачили и не разгонялись слишком сильно».

– А когда по Москве едет Владимир Путин или Дмитрий Медведев, вам не звонят сверху с требованием обеспечить такую «волну»? – интересуюсь у Шкиперова.

– С первыми лицами работает Федеральная служба охраны, у которой свои методы, и нам их сотрудники, к сожалению, не звонят, – улыбается он.

Также в систему ИТС входят комплексы фотовидеофиксации административных правонарушений. Есть стационарные, которые контролируют такие нарушения, как превышение скоростного режима, движение по выделенке, проезд грузового транспорта по МКАД в дневное время. Есть и передвижные комплексы, которые установлены на машинах-парконах, которые снимают неправильно припаркованные автомобили и контролируют оплату платных парковок. Таких машин насчитывается уже порядка 400 штук.

При этом с заявкой о предоставлении записи с той или иной видеокамеры необходимо обращаться в департамент информационных технологий.

«Все те 2,2 тыс. видеокамер, к которым у нас имеется доступ, интегрированы в систему «Безопасный город», – объяснил Шкиперов. – Она объединяет в себе более 150 тыс. видеокамер, расположенных по всей Москве. Это камеры видеонаблюдения у подъездов, дворов, школ, в местах массового скопления людей. Вся полученная от них информация передается в Единый центр хранения данных (ЕЦХД). В случае если произойдет правонарушение, то любой гражданин может обратиться в колл-центр департамента информационных технологий и запросить видеозапись».

Принимаем жалобы

В центре в круглосуточном режиме работают диспетчеры, которые принимают жалобы от москвичей. В основном это просьбы установить нужные дорожные знаки или же устранить некорректные, жалобы на неисправность светофоров и просьбы внести изменения в параметры их работы.

«Чаще всего система уже заранее знает о проблемах и сообщает нам об этом, например сломанные светофоры сразу же начинают мигать на табло. Если же поступает просьба скорректировать работу светофора, то предварительно мы моделируем ситуацию на компьютере и смотрим, что произойдет, если, к примеру, увеличить интервал горения зеленого света на 20 секунд. Ведь это может улучшить ситуацию на одной улице, но в целом по району обстановка станет хуже».

Итогов работы пока нет

Ситуационный центр ЦОДД проработал меньше года в тестовом режиме, и предварительных итогов эффективности его работы пока нет.

«Количество машин увеличивается с каждым месяцем, – говорит Шкиперов. – Есть и сезонные факторы, как дачники и мотоциклисты весной, желающие отправиться осенью в отпуск и снег зимой. Чтобы подвести предварительные итоги, нужно изучить информацию за год с учетом прироста машин и строительства новых дорог. Пока этот срок не прошел. Если взять Мадрид, то с запуском аналогичной системы средняя скорость потока в городе выросла на 15–20%».

Новости и материалы
В полуфинале шоу «Маска» появятся два специальных конкурсанта
Зеленский заехал в Часов Яр
Баку и Ереван условились по согласованию проекта комиссий по делимитации границы
Савичеву раскритиковали за «распутные» танцы в ультракоротких шортах
В Тюмени молодой человек выпал с высоты девятого этажа
В Одесской области повреждена припортовая инфраструктура
Три арабские страны высказали обеспокоенность ударами Израиля по Ирану
Анастасия Костенко пожаловалась на безвыходное положение после рождения нового ребенка
Врач рассказала, какого стресса не нужно избегать
Невролог Демьяновская: здоровью вредит только длительный отрицательный стресс
Экс-министру энергетики Подмосковья Самарину избрана мера пресечения
«Меня уже тошнит, сколько можно?»: чемпион ОИ о новостях про Овечкина
Нетаньяху и Бербок поссорились из-за Газы
Анна Седокова рассказала о самом правильном решении в своей жизни
Выяснилось, как получил гражданство отец подозреваемого в нападении на байкера
На журналистку Татьяну Фельгенгауэр* могут завести уголовное дело
Полиция задержала мужчину, проникшего в консульство Ирана в Париже
Курс доллара на Мосбирже опускался ниже 93 рублей
В Евросоюзе обсудят вопрос поставок на Украину снарядов для Patriot
Все новости