Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Денег жалко»

К 2020 году власти намерены снизить количество погибших в ДТП на четверть

Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». По сравнению с опубликованными ранее планами цель программы была скорректирована: вместо снижения количества погибших на дорогах до 18 тысяч человек в год теперь планируется достичь уровня хотя бы в 20 тысяч. На все это выделено 100 млрд рублей.

Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». В ее рамках к 2020 году планируется снизить смертность на дорогах на 25% по сравнению с показателями 2010 года (с 26,5 тыс. до 20 тыс. человек в год соответственно). Ориентировочная стоимость всей программы составит 99 млрд рублей, половина из которых будет выделена из федерального бюджета.

Об утверждении ФЦП стало известно в понедельник, хотя премьер-министр, как сообщается, подписал документ еще в субботу. С текстом программы любой желающий может ознакомиться на сайте российского правительства.

В 34-страничном документе, к которому прилагается несколько таблиц с общими данными по расходам, прежде всего обосновывается необходимость принятия ФЦП и подводятся предварительные итоги реализации предыдущей правительственной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах».

«Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей до уровня развитых стран мира, необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспеченность финансовыми ресурсами», — говорится в документе. В случае непринятия ФЦП авторы документа пугают резким ростом смертности на дорогах (до 32,5 тыс. человек к 2020 году), ухудшением имиджа страны на мировой арене в результате роста показателей аварийности и другими напастями.

Согласно опубликованным данным, социально-экономический ущерб от ДТП в России в 2004–2010 годах составил 7,326 трлн рублей, что сопоставимо с государственными затратами на всю российскую социалку в 2011 году.

Оценивая результаты предыдущей программы, в документе отмечается, что за пять лет ее реализации число лиц, погибших в ДТП, удалось сократить на 23%.

В правительстве утверждают, что с помощью данной ФЦП Россия вошла в число стран — лидеров по сокращению темпов смертности на дорогах, опередив ряд европейских стран, США и Австралию.

В рамках предыдущей программы правительство также потратило десятки миллиардов рублей. Среди прочего огромные деньги выделялись на пропагандистские акции «Внимание — дети!», «Внимание — пешеход», «Вежливый водитель», «Зебра», эффективность которых вызывает вопросы. Миллиарды выделялись на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), однако об их результатах гражданам до сих пор ничего не известно – в отчете приведены лишь некоторые данные – снижение количества погибших, в том числе детей, снижение числа аварий с участием водителей-новичков и т. д. Анализ эффективности расходования средств, выделенных на тот или иной пункт программы, в новой ФЦП не приводится.

Примечательно, что, когда чиновники в прошлом году впервые обозначили цели и задачи новой ФЦП в 2011 году, число погибших на дорогах к 2020 году, по их планам, должно было не превышать 18 тысяч человек, то есть снижение числа жертв в полтора раза по сравнению с 2012 годом. Однако в правительстве не могли предположить, что последние два года число жертв ДТП, до этого неуклонно снижавшееся, вновь начало расти.

Поэтому в опубликованной программе цель обозначена более реалистичная – снижение смертности до 20 тыс. в год, или на 25% от показателя 2010 года.

Основными задачами новой программы будут снижение количества ДТП, в которых гибнет наибольшее количество людей, уменьшение общего травматизма в авариях, а также развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП. В правительстве также планируют повысить эффективность систем обеспечения безопасности на дорогах и увеличить ответственность и правосознание участников движения.

Основной акцент планируется сделать на развитие систем предупреждения опасного поведения на дорогах. На это планируется потратить 35 млрд рублей. На эти деньги, помимо прочего, с помощью пропагандистских кампаний, телепередач и других видов информационного воздействия власти будут повышать культуру на дорогах и воспитывать негативное отношение к нарушителям ПДД. Авторы рассчитывают на «создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге». В рамках этого пункта будет развиваться система подготовки водителей.

На организацию системы движения транспорта и пешеходов, а также повышение безопасности дорожных условий будет потрачено 29 млрд рублей. В частности, в ходе работы в данном направлении планируется создать единый перечень требований к транспортному планированию городов, в том числе в области определения мест для стоянок и парковок и строительство пешеходных переходов. Программа также подразумевает создание в каждом субъекте федерации центров фото- и видеофиксации нарушений на дорогах. В настоящий момент подобные структуры функционируют лишь в нескольких регионах страны.

На развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП планируется потратить 17 млрд рублей. В новой программе также впервые предусматривается разработка на государственном уровне новых систем активной и пассивной безопасности для отечественного автопрома, а также повышение уровня технического состояния машин. На это выделят почти 1,5 млрд рублей, в том числе 350 млн на НИОКР. В частности, это направление предусматривает «стимулирование внедрения и использования новых технологий для минимизации человеческой ошибки при управлении транспортным средством, обеспечение мер поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии, а также внедрение современных средств активной и пассивной безопасности транспортных средств».

Результативность действий властей планируется оценивать по таким критериям, как общее число лиц, погибших в авариях, число детей, погибших в авариях, а также социальный риск (число погибших в ДТП на 100 тысяч человек населения). Кроме того, власти обратят внимание на транспортный риск (число погибших на 10 тысяч транспортных средств) и тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших).

Немало места в программе отдано и анализу способов финансирования программы. Анализируя возможные варианты, которые разнятся по количеству вливаний из федерального бюджета, авторы приходят к выводу, что наиболее оптимальным будет разделить расходы поровну между регионами и федеральным центром.

Они должны выделить по 48,7 млрд рублей, а еще около 0,5 млрд привлекут из внебюджетных источников.

При оптимальном финансировании авторы рассчитывают сохранить жизни 67 587 человек, а также предотвратить социально-экономический ущерб от ДТП в объеме 2,82 трлн рублей.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин сомневается, что основные цели программы будут достигнуты, и предполагает, что часть их будет разворована: «Денег жалко. К сожалению, у нас не принято спрашивать с власти, куда она тратит деньги. Предыдущая программа провалена.

Огромное количество средств ушло на аналитическую работу, на научные разработки, то есть туда, где их очень легко рассовывать по карманам.

Деньги освоили, а итогов нет. Если бы руководству страны было жалко наших народных денег, оно бы прежде всего потребовало детальный отчет о том, куда пошли деньги по предыдущей программе, и представило его общественности».

Травин считает, что добиться коренного перелома, несмотря на заявленное снижение смертности на дорогах, в России пока не смогли. «Мне такая статистика кажется эквилибристикой. Снижение, может быть, и пошло, но за счет чего, совершенно непонятно – если спросить на улицах водителей о переменах, то никто не ответит, что изменилось. Да, есть плакаты какие-то, но это же не 50 миллиардов. Все как было, так и осталось, — считает он. —

Снижение есть потому, что обновляется автопарк, к нам приходят более безопасные иномарки. В этом основная причина».

Тем не менее эксперт признал, что в стране худо-бедно происходит ремонт основных магистралей, что также положительно сказывается на статистике смертности.

Травин считает, что прежде всего необходимо выяснять причины и условия, способствующие нарушениям и авариям. «У нас этого не делает никто. Нужно устранять причины, чтобы не было соблазна и возможности нарушать. Но если так сделать, то будет меньше протоколов, будут меньше поступления в бюджет, и тогда на следующую ФЦП уже никто не выделит 100 миллиардов рублей», — считает он.

Новости и материалы
На Урале школьника, съевшего по приказу отчима полпачки сигарет, обижает семья
В Москве подожгли вертолет
Таможенники пресекли ввоз в Россию Mercedes по фальшивым белорусским документам
В Британии заявили об уязвимости НАТО после провала танков США на Украине
4-летний сын Самойловой обратился к матери: «Я приемыш?»
В Бельгии призвали к поэтапному запрету на реэкспорт российского СПГ
Самолет Finnair не смог приземлиться в Тарту из-за проблем с работой GPS
Львовские власти сообщили о пожаре на объекте критической инфраструктуры
Жена Газманова пожаловалась на свое неврологическое расстройство: «Опять выживать»
В Ингушетии первоклассник ударил старшую сестру ножом в сердце
Apple ускорила переговоры с OpenAI и Google о включении в iPhone ИИ
Во Франции обвинили Зеленского в воровстве помощи стран Запада
Гимнастка Аверина заявила, что россиянам не нужно ехать на Олимпиаду
В Британии оценили выставку трофейной техники НАТО в Москве
Раскрыты нюансы законопроекта о запрете продавать сим-карты иностранцам без биометрии
Россиянам рассказали, стоит ли покупать японские иены
Бьянка о пластике: «Мне выкачали 3,8 литра жира»
Певица Валерия опубликовала фото с 86-летней матерью, которая занимается спортом
Все новости