Китайский рынок живет по своим законам, а точнее, в соответствии генеральной линией Компартии, провозгласившей курс на сокращение пробок в крупных городах и поддержку отечественного автопрома. Повысив акцизы на бензин, с одной стороны, и подняв налог на малолитражные автомобили, с другой, местные власти добились того, что в 2011 году китайский рынок вырос всего на 2,8%, до 13,7 млн проданных автомобилей. Это самый низкий рост за последние 12 лет.
Тем не менее это самый крупный рынок в Юго-Восточной Азии, терять который не хочет никто из западных автопроизводителей. Ради сохранения позиций зарубежные бренды готовы на доселе немыслимые шаги.
С прошлого года китайское правительство активно борется с тем, чтобы страна не превратилась в большую фабрику по производству автомобилей иностранных компаний. Либо зарубежный производитель делится технологиями. Либо создает вместе с китайской компанией локальную марку. Либо убирается к черту, не получив права на строительство завода в Китае. Ну а с ввозными пошлинами, доходящими до 80% от стоимости машины, — это то же самое, что хлопнуть огромными чугунными воротами Китайской стены перед капотом автомобильной марки. Слишком вкусно кормят там, за Китайской стеной, чтобы не задвинуть гордость и эксклюзивность поглубже в багажник.
И вот вам, пожалуйста. Стартовавший 23 апреля Двенадцатый пекинский автосалон в принципе не похож на остальные, проходившие здесь. Здесь почти нет премьер без китайского акцента, не ориентированных на китайские потребности, не заточенных под китайские вкусы.
Например, совместное предприятие Daimler-BYD. Концепт электромобиля под маркой Denza построен на платформе предыдущего поколения Mercedes-Benz B-class. Аккумуляторный блок и всю электрическую начинку разрабатывал BYD. Модель экспоната китайцы не раскрыли, однако известно, что он будет поставляться исключительно на местный рынок.
В 2008 году на десятом моторшоу в Пекине Audi представляла миру новый кроссовер Q5, пожертвовав ради китайской столицы Детройтом и Женевой, в 2010-м Volkswagen дебютировал в Пекине с рестайлинговым Phaeton, в 2012-м парад национальных компаний разбавляет только Ford, презентовавший рестайлинговый кроссовер EcoSport, который продается только в Азии и Латинской Америке.
Глобальными моделями смогли похвастать тот же Ford, представивший Focus ST, и Seat, показавший рестайлинговый «горячий» Ibiza Cupra.
Политика некитайских компаний в Пекине свелась к демонстрации того, какими автомобили могут быть с точки зрения дизайна и технологий. В обилии концептов нынешнему Пекину не откажешь: «заряженные», «зеленые», премиальные — на любой вкус и цвет, правда, с оглядкой на китайские предпочтения.
Citroen показал концепт Numero 9, «зеленый» и премиальный одновременно. На его основе будут строиться следующие модели линейки DS. Производитель утверждает, что «девятка» — это не отдельная модель, а комплекс технологических решений, которые будут использоваться в дальнейших разработках компании.
Премиальные концепты привезли Bentley и Lambotghini. Сплошь внедорожники. Но если Bentley публике уже знаком по женевскому моторшоу, то для Lamborghini Urus это первый выход в свет.
Два концепта показал Audi. Фактически ничего нового в них нет. Audi Q3 RS представляет собой «заряженную» версию стартовавшего год назад в Женеве кроссовера, а бизнес-седан A6 L e-tron — вариант гибридной «шестерки» с увеличенным запасом хода на электротяге. Специально под вкусы китайских потребителей.
Для китайских компаний Пекин-2012 — это способ продемонстрировать вектор китайских технологий. Национальные бренды, как никто другой, ориентированы на местный рынок. Дешевые копии японских и европейских моделей с низкой стоимостью и столь же низким качеством не снискали спроса, оставив китайские экспансионные планы нереализованными.
Youngman в сотрудничестве с Lotus выкатил в Пекине новый кроссовер, тоже пока без имени. Автомобиль, идентичный по габаритам Honda CR-V, построен на базе концепта APX, показанного Lotus еще в 2006 году в Женеве.
Свои премьеры для рынков Юго-Восточной Азии представил Lifan. Первой стал рестайлинговый городской хетчбэк Lifan 320, второй — рестайлинг седана Lifan 520.
Китайский партнер Mitsubishi, Soueast Motors, презентовал хетчбэк Soueast V6, который, по сути, является копией седана V5. Двигатели от 1,5 до 1,8 литра, а трансмиссия только механическая.
«Зеленые» технологии по-китайски представил BYD. Электромобиль Qin — более бюджетный вариант модели F3DM. Мощность силовой установки здесь также составляет 149 л. с., однако запас хода равен всего 50 км из-за меньшей емкости батарей. В салоне разместились два TFT-дисплея, а бортовой компьютер автомобиля выполнен в форме робота, появляющегося из центральной панели.
Hong Qi представил лимузин H7, у которого есть все шансы стать автомобилем для чиновников на фоне запрета китайских властей покупать министерствам и ведомствам автомобили иностранных марок. Правда, полностью китайской даже эта машина не стала: она построена на платформе Toyota Crown.
Выставка будет открыта для посетителей с 25 апреля до 2 мая. За это время ее посетят, по прогнозам, 700 000 человек.