Месячник чистых автомобилей – ежегодное мероприятие столичных властей, весенняя традиция, которая свято соблюдается с советских времен. Как правило, призыв «Всем мыть машины!» раздается в самое грязное время, когда едва успевает растаять пропитанный липучими антигололедными реагентами столичный снег, а лужи вольготно плещутся над забитыми мусором решетками ливневой канализации.
В понедельник утром, как только стартовал очередной московский месячник «Чистый автомобиль», руководитель департамента транспорта и связи (ДТиС) Москвы Павел Златин заявил, что инспекторы ГИБДД начинают проверять внешний вид легковых и грузовых автомобилей.
«Мы собираемся создать атмосферу нетерпимости для грязных автомобилей в городе, — сказал Златин. — Владельцев грязных автомобилей будут «штрафовать».
«Главная задача месячника — заставить автовладельцев привести свои машины в порядок, — уточнил руководитель ДТиС. – Очень неприятно видеть грязные автомобили на улицах, тем более что скоро столица будет отмечать 60-летие, и все в городе должно сверкать чистотой».
Со штрафами главный транспортник столицы погорячился: такая мера противоречит Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), согласно которому штраф – 0,5 МРОТ (50 рублей) может быть наложен только за езду с грязными номерами.
Еще в прошлом году, когда московское правительство впервые опубликовало распоряжение «О проведении городского месячника «Чистый автомобиль», представители ГАИ официально заявляли, что «соответствующих изменений в КоАП не вносилось, а значит, штрафовать за грязную машину инспекторы не будут». Зато будут, как и в прошлом году, агитировать, рекламировать и «создавать атмосферу нетерпимости грязных автомобилей». Как она будет создаваться, толком никто не объясняет, но в прошлогоднем распоряжении, которое распространяется и на «Чистый автомобиль-2005», есть на это намеки.
Кроме чистоты автомобиля, инспекторам поручено проверять наличие техосмотра, огнетушителя и аптечки.
Городские службы в апреле должны будут выпускать в город только чистые автомобили, а из кузовов строительных грузовиков на дороги перестанет сыпаться цемент, песок и гравий. Хорошо бы, кстати, этого не происходило не только месяц в году.
Поскольку самостоятельная мойка машин – во дворах и возле гаражей — в городе запрещена, в распоряжении упоминается про автомойки. Качество «моечных услуг», по документам мэрии, непременно обязано повыситься, а цены снизятся.
Кто и как будет следить за качеством и ценами, в документе не уточняется.
Скорее всего, помыть машину по-прежнему будет стоить 150–200 рублей.
Правительство позаботилось и о малоимущих автомобилистах. Предусмотрено, что автомойки будут делать скидки льготникам и мыть ветеранов и инвалидов бесплатно. Сотрудники нескольких моек, которые обзвонили и объездили корреспонденты «Газеты.Ru», ответили, что распоряжения мыть машины льготников, в том числе ветеранов, ни от кого не получали и, вообще, «быть такого не может». И только на Большой Филевской улице нам сказали, что готовы помыть машину ветерана бесплатно. Но только 9 мая.
Наиболее экономные граждане, скорее всего, попробуют помыть свои машины во дворах, за что могут быть оштрафованы на 500–1000 рублей.
Экологическая милиция, как и в прошлом году, предусмотрительно запланировала на апрель проведение рейдов по московским дворам. В 2004 году за две недели «месячника» были пойманы на месте более ста человек.
Поскольку каждый уважающий себя автомобилист должен мыть машину намного чаще, чем предлагает московская мэрия, и тем более что пачкается она благодаря «гигиеническому состоянию» московских дорог намного быстрее, чем за месяц, советуем в течение ближайших 30 дней тщательно следить хотя бы за состоянием номерных знаков — во избежание попадания в гаишную «атмосферу нетерпимости». Кстати, запрет мыть номера во дворах и возле гаражей московская мэрия пока не изобрела.