Чиновники богатеют

Официальные доходы чиновников в России доходят до 134 млн рублей в год

Иван Никольский 04.08.2007, 15:43
Фото: ИТАР-ТАСС

Официальные доходы чиновников в России доходят до 134 млн рублей в год. Сверхдоходы госслужащие объясняют участием в бизнесе до прихода во власть. Эксперты считают, что высокие доходы чиновников могут удержать их от коррупции, но в борьбе с ней нужно усиливать общественный контроль.

В субботу в «Российской Газете» были обнародованы очередные данные о доходах российских министров за 2006 год. Соответствующие сведения публикуются в СМИ регулярно, после того как в 1997 году президент Борис Ельцин обязал чиновников делать информацию о доходах открытой.

Лидерство, как и в прошлом году, когда «РГ» публиковала доходы членов правительства за 2005 год, досталось министру природных ресурсов Юрию Трутневу: его доходы составили почти 134 млн рублей. Впрочем, по сравнению с прошлым годом они уменьшились примерно на 80 млн. Финансовый успех главы Минприроды в его ведомстве традиционно объясняют поступлениями от продажи акций компании «ЭКС», ранее принадлежавших министру, а затем проданных им в рассрочку.

За ним расположился министр информационных технологий и связей Леонид Рейман, чей доход увеличился в 10 раз по сравнению с прошлым годом (112 млн рублей против 11 млн в прошлом году). С большим отрывом замыкает тройку лидеров вытесненный Рейманом со второй строчки глава Минтранса Игорь Левитин. Его благосостояние выросло на 1,5 млн рублей — с 11,9 до 13,4.

Чиновники, занявшие второе и третье места, также раньше были связаны с бизнесом.

Так, Левитин во второй половине 90-х годов работал в ЗАО «Северстальтранс», где с 1998 года занимал пост заместителя генерального директора, а Леонид Рейман примерно в то же время занимал должность генерального директора ОАО «Петербургская телефонная сеть».

На четвертую строчку в рейтинге взобрался глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, доход которого составил около 9,2 млн рублей — это почти в 8 раз больше, чем в 2005 году (тогда цифра составляла 1,2 млн рублей). С этого места он вытеснил руководителя МИДа Сергея Лаврова, доходы которого увеличились незначительно: с 2,1 млн до 2,6 млн рублей. Кроме того, у Зурабова самый большой по площади дачный дом: почти 1360 квадратных метров. На пятом месте расположился бывший генпрокурор, министр юстиции Владимир Устинов, заработавший за год 5,5 млн рублей. На шестой строчке — министр образования Андрей Фурсенко, преумноживший свое благосостояние на 800 тыс. рублей: его доходы оцениваются в 2,6 млн рублей.

Председатель правительства Михаил Фрадков, как и в прошлом году, занял седьмое место. Его заработок увеличился с 1,8 до 2,59 млн рублей.

В стане аутсайдеров рейтинга «РГ» произошли изменения. Если в прошлый раз самым бедным министром был глава МЭРТа Герман Греф (1,18 млн рублей), в этот раз последнее место оказалось у министра обороны Анатолия Сердюкова (1,25 млн). Правда, Сердюков пока еще новичок в правительстве, и зарегистрированный доход относится к его деятельности еще в ФНС. Второе же место с конца принадлежит — как и в прошлом году — главе Минрегионразвития Владимиру Яковлеву (1,54 млн рублей). Но по сравнению с прошлым годом министр изрядно поправил свое положение, увеличив свое благосостояние более, чем на 320 тыс. рублей. Чуть выше в рейтинге расположился Сергей Шойгу. Его доходы составили 1,74 млн. рублей.

По мнению экспертов, то, что чиновники демонстрируют высокий официальный доход, только благотворно скажется на их работе.

«Чиновник должен обладать каким-то достатком, чтобы не подвергаться искушению, — считает директор Института политических исследований Сергей Марков.

— Сверхбогатые чиновники с несколькими миллиардами — это тоже, конечно, неправильно, но и слишком бедными им быть нехорошо».

Впрочем, по мнению эксперта Центра политических технологий Дмитрия Орлова, одними высокими зарплатами коррупцию среди чиновников не победить. «Доходы чиновников в последние годы выросли кратно, но коррупционная составляющая не уменьшилась, — говорит эксперт.

— Ее размеры зависят от публичности процедур конкурсов, тендеров, от общественного контроля, который в нашей стране, к сожалению, слабоват».