В четверг Владимир Путин подписал указ под названием «Вопросы Федеральной таможенной службы». В документе сказано, что руководство ФТС отныне передается в непосредственное ведение российского правительства, а Минэкономразвития, которое курирует ФТС с момента проведения административной реформы в 2004 году, «лишается полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела».
В месячный срок правительство должно представить в Госдуму проект федерального закона, который необходим для реализации настоящего указа.
Для сотрудников ФТС указ стал полной неожиданностью.
«Мы даже не ожидали, что такое может произойти», — признался «Газете.Ru» источник в таможенной службе.
Он добавил, что теряется в догадках по поводу причин, заставивших президента пойти на вывод ФТС из-под опеки МЭРТа. В МЭРТ прокомментировать решение президента отказались, посоветовав дождаться пятницы.
Последнее время таможенники подвергались сильной критике со стороны президента. «Когда мы, наконец, на границе наведем порядок? Когда прекратим практику, согласно которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются в экономическом экстазе на подавляющем большинстве пунктов перехода?» — интересовался Владимир Путин у Германа Грефа на апрельской встрече с членами правительства. Именно тогда президент потребовал, чтобы реформирование таможенной службы и изгнание из нее коррупции прошло в ближайшие два года.
Эксперты замечают, что чашу терпения президента особенно переполнила череда коррупционных скандалов, в которых были замешаны несколько высокопоставленных служащих ФТС. Не далее как на прошлой неделе московская прокуратура задержала двух начальников отделов ФТС, главного государственного таможенного инспектора и руководителя одной из коммерческих организаций. На основании подложных документов чиновники способствовали фактически контрабандному ввозу крупной партии товара — картриджей и других комплектующих. Большим скандалом стало и недавнее «мясное дело», в рамках которого Генпрокуратура провела обыски в МЭРТ и ФТС, обвинив чиновников в сговоре и незаконной выдаче импортерам лицензий на ввоз мяса в Россию.
Высокопоставленные источники в Кремле и правительстве поспешили заявить, что указ президента ни в коем случае не направлен против главы МЭРТа германа Грефа. «Президент, судя по всему, принял сегодняшнее решение, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что он доверяет министру экономического развития и не отождествляет с ним серьезные проблемы, имеющиеся в работе Таможенной службы, — цитирует «Интерфакс» Аркадия Дворковича, начальника экспертного управления Администрации президента. —
Речь, напротив, идет о другом, о необходимости разгрузить ведомство, возглавляемое Германом Грефом от непрофильного направления.
С тем, чтобы МЭРТ сосредоточился на формировании и реализации крупных инвестиционных программ, развитии и внедрении инновационной системы экономики».
Однако эксперты уверены, что антикоррупционная кампания в рядах таможенной службы используется прежде всего в политических целях.
«Перевод ФТС в непосредственное ведение правительства означает сильное ослабление экономического блока, к которому принадлежат Греф и Кудрин, — считает эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.
— Не исключено, что ФТС будет контролироваться непосредственно Фрадковым, а может быть, и самим президентом. Фактически мы наблюдаем укрепление кремлевского силового блока: ведь ФТС — очень серьезный ресурс, в том числе и в любой политической борьбе».
«Я не соглашусь с тем, что решение президента связано именно с последними скандалами в ФТС, — убежден руководитель департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. — Причина в другом: в самой административной реформе было заложено противоречие, когда одни органы федеральной исполнительной власти находились в ведении других органов федеральной исполнительной власти. В этом случае нет ничего удивительного: подконтрольный орган стремится вновь стать по-настоящему самостоятельным, пусть и под предлогом того, что правительство сможет более эффективно решить его проблемы». Эксперт убежден, что решение президента носит аполитичный характер. «Конечно, административная реформа неразрывно связана с политикой, но я уверен, что в этом случае главной причиной стало несовершенство административной реформы», — заключает Игорь Николаев.
Все названные причины заставляют экспертов сомневаться, что процесс реформирования таможенной службы сможет победить коррупцию. «Закрытость и непрозрачность государственных служб позволяет делать такие выводы. Если бороться внутри бюрократической системы с пороком, который ей присущ, серьезного результата ждать не стоит», — уверен Николай Петров.