Несмотря на то что налоговая служба уже перевыполнила задание по сбору налогов за этот год почти на треть, собрав за 9 месяцев 2005 года 129,2% от запланированного, глава ФНС Анатолий Сердюков полагает, что бизнес по-прежнему недоплачивает государству.
«Каждый год в России регистрируется более 1,5 тыс. новых юрлиц, при этом более половины их них создаются для уклонения от налогов, – пугал Сердюков премьера Михаила Фрадкова на совещании по практическим инструментам налогового администрирования.
Признаки того, что юрлицо создается для использования его в различных схемах по уклонению от налогов, можно выявить уже при регистрации, настаивал глава ФНС: к примеру, нередки факты массовой регистрации новых фирм, учредителем которых выступает одно и то же физическое лицо.
По данным ФНС, благодаря таким подставным фирмам и фирмочкам, куда компании «сбрасывают» основную прибыль, потери только от недопоступления налога на прибыль от нефтяных компаний в 2004 году составили $2 млрд.
Основная недоплата, по словам Сердюкова, связана с тем, что «для российского бизнеса характерна ситуация, когда реальными владельцами компаний являются резиденты офшорных зон».
При такой схеме российская компания продает офшорной фирме товар практически по себестоимости, оставляя всю прибыль за границей. «Также применяются схемы, при которых офшорные компании выступают основными получателями дивидендов (что позволяет не платить налог на дивиденды в России) или под видом займов переводят денежные средства аффилированным с ними российским компаниям», – пояснил «Газете.Ru» аналитик компании «Бейкерс Тили аудит» Эдуард Кучеров.
«Существующие двусторонние типовые соглашения об избежании двойного налогообложения не учитывают изменения в российском законодательстве, — подчеркивает Сердюков, — а это позволяет уменьшать отчисления налогов в бюджет Российской Федерации». Поэтому в ФНС считают «целесообразным» провести инвентаризацию всех двусторонних соглашений, заключенных с Кипром, Люксембургом и другими странами, где существуют офшоры, — «на предмет их соответствия действующему законодательству для защиты экономических интересов российского государства».
В качестве примера Сердюков сослался на международный опыт. «По американо-кипрскому соглашению освобождение от налогообложения не применяется, если получатель доходов на Кипре платит налог по меньшей ставке, чем на месте своего постоянного пребывания в США». – убеждал он премьера.
Однако опрошенным Газетой.Ru юристам идеи Сердюкова не показались рациональными.
«Международные соглашения как раз и заключаются для того, чтобы на торговлю между странами не влияли внутренние изменения в законодательстве стран. Именно поэтому международные соглашения при арбитражных спорах имеют приоритет над внутренними законами», – напоминает партнер юридической компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин.
Последний договор России с Кипром об избежании двойного налогообложения вступил в силу в 2000 году. «C тех пор в налоговом законодательстве произошло не так много изменений, на которые ссылается Сердюков, — подчеркивает юрист. —
Но изменился сам подход к налоговому администрированию: он стал более силовым».
Поэтому, даже если Россия решит ужесточить договор с Кипром, толку от этого не будет, предупреждают юристы. Во-первых, потому что офшорные компании не всегда создаются только для неуплаты налогов. «Офшорные системы владения зачастую используются для консолидации активов для последующего инвестирования в российские же предприятия, — подчеркивает Кучеров. – Может быть, российские предприниматели и готовы были бы провести вложение в уставный капитал через российскую компанию. Но у налоговиков сразу возникнут вопросы о происхождении капитала».
«Есть то, чего не понимают наши бюрократы: договоры с Кипром, Люксембургом и другими странами эксплуатируются не затем, чтобы не платить налоги, а затем, чтобы платить их наиболее разумно, — подчеркивает Тутыхин. — В Люксембурге я плачу достаточно высокий налог на прибыль – свыше 30%, но при этом, по соглашению с правительством, я могу уменьшить налогооблагаемую базу до 2% с оборота. Если будет отменен или пересмотрен договор с Кипром, компании уйдут работать туда, где более высокая ставка, но можно договориться с властями: например, в Англию или Голландию».