Владимир Рыжков, независимый депутат Госдумы:
— Очевидно, дан старт предвыборной кампании 2008 года, такой дальний старт. Запущен сценарий преемника. Обозначена основная фигура – первый вице-премьер Дмитрий Медведев и для баланса повышен в статусе Сергей Иванов. Теперь эти две фигуры будут активно светиться, постоянно появляться на телеканалах, будет идти такая обкатка преемников. Характерно, что в последнее время Иванов и Медведев уже выступали с обширными интервью.
Перестановки также означают, что действующий президент решил не идти на третий срок, но прежняя группа намерена сохраниться у власти в прежней конфигурации и с другим лидером.
Для оппозиции теперь все ясно: будет сценарий преемника, и надо готовиться к выборам, готовить свою программу.
Что касается перестановок полпредов, то это обычные бюрократические подвижки. Новый глава администрации президента Сергей Собянин – человек системы, чиновник исполнительный, но в то же время молодой.
Павел Крашенниников, депутат Госдумы, фракция «Единая Россия»:
— Дмитрий Медведев — это человек, который достаточно долго работает в федеральных органах власти на ключевых постах. Он был первым заместителем главы, потом главой администрации президента. Соответственно, возглавлял целый ряд комиссий, в том числе законопроектную — та комиссия, которая дает рекомендации президенту о подписании или не подписании законов. Речь идет о том, что Медведев реально был в курсе, что происходит в стране. И реально был всегда на острие тех проблем, которые требовалось оперативно решать. Он человек, достаточно подготовленный, и я думаю, что это, безусловно, усиление правительства.
Собянин Сергей достаточно известен. Я лично с ним познакомился, когда он возглавлял комитет по конституционному законодательству Совета федерации. Он проявил себя грамотным юристом, деловым человеком. Хотя Собянин работал руководителем Тюменской области, связи с федералами он никогда не терял. Входил в комиссии, работал с министерствами, ведомствами, Государственной думой. Человек не новый.
Что касается изменений в полпредствах, то там нужно менять периодически людей. А такой профессионал, как Кириенко, не пропадет. Один из лучших организаторов в стране.
Дмитрий Рогозин, лидер партии «Родина»:
— Можно совершенно отчетливо констатировать, что фигура преемника на президентских выборах определена. Перестановки означают начало президентской кампании. Преемником будет Дмитрий Медведев, и именно сегодня началась его интеграция во власть через переходную должность первого вице-премьера и последующее назначение премьером. Теперь мы имеем ясность о том, как, с большой долей вероятности, будут развиваться события. Проблема в том, что Медведева знает узкий круг специалистов и чиновников, и надо будет придать ему публичность.
Медведеву потребуется время для работы в правительстве с тем, чтобы его имя было увязано с определенными успехами и конкретными делами. Он станет премьером не позже марта 2006 года.
Борис Грызлов, спикер Госдумы, лидер фракции «Единая Россия»:
— Это последовательный шаг к выстраиванию системы органов исполнительной власти в соответствии с ранее поставленными задачами по реализации приоритетов социально-экономического развития страны.
Возможности, которые предоставляет бюджет 2006 года – бюджет развития, должны быть оптимально реализованы исполнительной властью. Именно поэтому, по предложению президента, курировать два важнейших направления – национальную безопасность и инвестиции в социальную сферу – будут заместители председателя правительства.
Виктор Илюхин, депутат Госдумы от фракции КПРФ:
— Я не исключаю, что перестановки связаны с будущими выборами, но думаю, что все еще не определено окончательно. Возможны самые неожиданные повороты.
Наверняка будут раскручивать Иванова, но раскрутить его будет тяжело, нет у него харизмы.
Правильно уволены Кириенко и Пуликовский. Что на Дальнем Востоке, что в Поволжье были проблемы, а у Кириенко сохранялись связи со старой гвардией с СПС.
Собянин – профессионально подготовленный человек, доктор юридических наук, разбирается в государственном строительстве. Он никогда никому не перечил, всегда со всем соглашался и потому очень удобный для президента.
Сергей Глазьев, лидер фракции «Родина» в Госдуме:
— По существу в правительстве ничего не меняется, но усиливается политическое значение кабинета министров, потому что там стали работать наиболее приближенные к президенту люди. А отставка Сергея Кириенко воспринимается с большим облегчением. Столько вреда от него было, и в своем округе он творил такой правовой беспредел, что это носило опасный характер.
Ирина Хакамада, лидер незарегистрированной партии «Наш выбор»:
— Я думаю, что новые назначения означают признание того, что новое правительство не контролировалось со стороны администрации. Проблема коррупции не решена. Поэтому ключевых людей, преданных Путину, президент переводит на уровень вице-премьеров и таким образом обеспечивает контроль президентских социальных, национальных программ, которые в свое время поручал контролировать Медведеву. Наверное, Путин столкнулся с тем, что в рамках администрации президента в противовес правительству это делать невозможно, и теперь внедряет двух людей на позиции вице-премьеров. Есть версия, что эти люди — будущие президенты, но мне кажется, что это скорее тактический ход.
Снятие Кириенко и Пуликовского демонстрирует, что полпреды в качестве позиций ослабляются резко.
Губернаторы теперь назначаются. И места полпредов будут заняты людьми, которых в будущем будут двигать на губернаторские выборы.
Я думаю, что у Фрадкова может быть отставка, как только Путин заменит его на преемника, то есть схема повторится как при Ельцине, для того чтобы раскрутить нового кандидата в президенты.
Леонид Гозман, заместитель председателя политсовета СПС:
— Поскольку президент действует в рамках своих полномочий, нас это особенно не волнует. У нас нет оснований ни считать принятое решение катастрофой, ни бросать чепчики в воздух и радоваться тому, что вот наконец все будет хорошо. Нам не кажется, что дополнение нового статуса министру обороны исправит положение дел в Вооруженных силах. Если президенту кажется, что решит, пусть будет так. Это его дело.
Одна вещь, на которую мы хотели обратить внимание в рамках проводимой реформы, это реформы административные — это очень важно. В правительстве должен быть только один заместитель. Не должно быть ни первых, ни вторых. В этом была определенная логика. Сейчас это забыто. И в правительстве появляется один первый вице-премьер и два просто вице-премьера. То же самое происходит на уровне министерств, где говорилось, что будет не больше двух заместителей, а сейчас их уже по четыре.
Алексей Митрофанов, депутат Госдумы от фракции ЛДПР
— Началась подготовка к операции преемник. И на первый план выдвигаются важнейшие игроки - Медведев и Иванов. Между ними развернется основная конкуренция на ближайшие год - полтора. Но это не означает, что это стопроцентные кандидаты. Появляется Собянин и другие. Но в этом тендере - они главные и будут играть ключевую роль. Фрадков останется, пока его не надо сбрасывать. Будет тройка - Фрадков и два вице-премьера. Возможны еще перестановки, но конечно с такой позицией у этих троих есть преимущество.
Борис Титов, председатель общественной организации «Деловая Россия»
— Назначение Медведева - это безусловное ускорение курса, направленного на проведение экономических реформ. Медведев в Администрации президента как раз активно работал над подготовкой реформ, стимулированием экономического роста. Под его руководством там возник целый экономический центр, в который привлекались эксперты. Неудивительно, что эта работа проводилась Медведевым куда эффективнее, чем это делали в правительстве.
Я очень надеюсь, что с приходом в правительство Медведева мы перестанем перманентно готовиться к кризису, а начнем, наконец, планировать будущее страны исходя из стратегии развития.
Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
— Назначения связаны с решением проблемы 2008 года. Если брать конкретно Сергея Собянина, то как человек, который имеет огромные связи в регионе, должен обеспечить консолидацию вокруг преемника. Дело в том, что преемника будет выбирать значительно сложнее, чем предыдущего. Ему надо будет нарабатывать рейтинг, который пока отсутствует — автоматической передачи рейтинга у нас пока не происходит. А раз так, то Собянин смог быть неким посредником между Кремлем и региональными элитами.
Назначения Иванова и Медведева можно рассматривать в контексте того, что каждый возможный претендент должен пройти стажировку в правительстве. И поэтому тот факт, что Медведев стал первым заместителем, говорит, что он возможный претендент. Что касается Иванова, то он, возможно, выполняет роль дублера. Хотя вряд ли президент делает ставку на одного человека. Во-вторых, Иванов будет в качестве координатора силовых структур, что необходимо было и в Беслане, Норд-осте, Нальчике.
Я не исключаю, что в 2006 году может смениться премьер-министр. И новый глава правительства, скорее всего, и станет преемником. Компания «Преемник-2008» началась. Там есть преемник, дублер и человек, который обеспечит мобилизацию региональных элит.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
— На хозяйственной деятельности правительства, безусловно, эти назначения не отразятся. Правительство как работало, так и будет продолжать работать. Но звонок считаю тревожным. Если абстрагироваться, то назначение Дмитрия Медведева вице-премьером и Сергея Иванова в качестве вице-премьера, курирующего силовой блок, — это выдвижение этих двух персон на первый план в проекте-2008.
Судя по всему, ротация кадров в этом ключе будет производиться в 2006 году. Премьер будет другим. И, скорее всего, тот, кто станет премьером, и наследует пост президента. В этом смысле, все более или менее понятно: Дмитрий Медведев уже давно рассматривается в качестве претендента, вариант Иванова рассматривается еще дольше в качестве. Что касается назначения Сергея Собянина, это назначение профессионального управленца. И, в каком-то смысле, это компромиссное назначение: он не принадлежит ни к одной из кремлевских элит. Это высшее проявление рекрутизации региональных элит.