Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сермяжные предки

Выставка «Крестьянский мир в русском искусстве» демонстрирует лесбийское наваждение, корни каждого россиянина и фильмы про колхозников.

Крестьянскими корнями у нас гордиться не принято: невелика честь произойти от лапотников. Нынче все если не потомственные дворяне, то уж точно горожане в седьмом колене. Однако со статистикой не поспоришь: всего сто лет назад население России на 80% было пейзанским, так что предки-ратаи должны бы обнаруживаться едва ли не у каждого. Да и без генеалогических привязок, из чистой любознательности нелишне поинтересоваться: как там жили веками миллионы людей на гигантской территории? Сказать, что мы хорошо представляем себе ту жизнь, – явное преувеличение. Сравнение с Атлантидой здесь, наверное, не подойдет, но непостигнутые бездны все же просматриваются.

Впрочем, открывшаяся в Историческом музее выставка «Крестьянский мир в русском искусстве» призвана не столько латать прорехи в познании родного края, сколько снабжать запоминающимися образами – все-таки в ее основу положены художественные произведения.

Это очередная гастроль в Москве питерского Русского музея (в последние годы ГРМ с неутомимостью практикует «выездную модель» своей выставочной политики). Богатство тамошних фондов вполне позволяет в одиночку, без компаньонов, браться за подобные темы – вот они и берутся. Вопрос не исчерпывают, разумеется, но масштабом и представительностью впечатлить способны. Из трехсот экспонатов выставки почти половину составляют живописные полотна – от Венецианова до Пластова, а другая часть – предметы народного творчества. Прялки, резные наличники, расписные сундуки и колыбели, рушники, туеса, кокошники – словом, всевозможное рукоделие, архетипическое и восхитительное. До кучи на мониторах крутятся раннесоветские фильмы на тему крестьянской доли – эйзенштейновский «Бежин луг», довженковская «Земля», «Богатая невеста» Ивана Пырьева. Признаться, выглядят они барочным излишеством, зато подчеркивают прогрессивный строй кураторской мысли.

Другая экспозиционная «фишка» заключается в намеренном соседстве упомянутых образцов «живого творчества масс» с работами авангардистов – Малевича, Гончаровой, Филонова. Что абсолютно правомерно, хотя и не особенно революционно: глубинная связь авангардных экспериментов с народным искусством очевидна и хорошо изучена. Как и связь передвижничества с социалистическим реализмом: переходя из начала выставки в ее конец, можно радостно подмечать сходства в приемах и трактовках. Но главное достоинство экспозиции лежит, пожалуй, за пределами ясного сценарного плана и заключается в перекличках неожиданных, никем не запрограммированных. Когда величественные, цветущие пейзанки с холстов школы Венецианова оказываются внутренне близки – и статью, и взором, – передовым колхозным дояркам.

Когда косари и хлебопашцы с разрывом в столетие обнаруживают одно и то же экстатическое воодушевление от труда на земле (неважно, что одни горбатятся на барина, а другие – за эфемерные трудодни).

Понятно, что и жанровые сцены, и портреты чаще всего приукрашены и романтизированы, но каким-то неслучайным образом. Вероятно, было в прежнем крестьянстве нечто такое, чего сегодня на деревне не встретишь.

А еще интересно присматриваться к изображениям старых обычаев, от которых иногда и помина не осталось. Упрешься взглядом, к примеру, в сарафанных девиц на картине «Две девушки в день семика» и глазам своим не веришь.

Одна другую приобхватывает эдак за талию, губы вот-вот сольются в жарком поцелуе – что за однополое наваждение?

Ан нет, никаких извращений, просто обряд кумления: перед страдой девушки поцелуями скрепляли договор посестринства, чтобы не ссориться за работой. Немало на выставке и других любопытных, теперь уж даже экзотических сцен, хотя этнография здесь все же не главное. Пожалуй, важнее ощущение, что пропагандистский коммунистический слоган про «темные, забитые народные массы», пусть и не лишен был исторической правды, все-таки полноты реальности не описывал. Крестьянский мир – действительно мир, многообразный и самодостаточный. И едва-едва из сегодняшнего дня различимый.

«Крестьянский мир в русском искусстве». Государственный исторический музей. Надолго.

Новости и материалы
Новый тип российских ракет замечен в небе над Украиной
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
Все новости