Спустя три месяца затянувшихся споров Ирак сформировал наконец свое правительство. В четверг 275-местный парламент подавляющим большинством проголосовал за предложенный премьером Ибрагимом аль-Джафари кабинет министров и тем самым положил конец правительственному вакууму, образовавшемуся после прошедших 30 января выборов. За предложенный кабинет проголосовали 180 из 185 присутствовавших депутатов.
Как отмечает Reuters, это правительство стало для Ирака первым демократически сформированным за более чем 50 лет. Правда, демократия далась тяжело. Чтобы избежать конфликтов, в кабинет набирали не столько технократов, сколько политических тяжеловесов, представляющих весомые силы.
Отсрочка формирования кабинета, сопровождаемая постоянными ссорами из-за портфелей, подорвала народное доверие к иракским лидерам. Затягивание переговоров сильно разочаровало и так не излучающих оптимизм иракцев и едва не закончились новым всплеском массовых волнений.
Хотя и сегодня Ирак спокойным не назовешь.
Так получилось, что у Ирака появилось новое правительство прямо в день рождения Саддама Хусейна – бывший иракский диктатор в четверг отметил свое 68-летие за решеткой.
Праздник партизаны отметили вылазками по всей стране. На автовокзале городка Мусайиб от брошенной гранаты погибли четверо и 19 человек были ранены, а в Тикрите шахид ранил троих американских и четверых иракских солдат, ранены также были семеро мирных граждан.
Сама сессия парламента в четверг началась с минуты молчания в память застреленной накануне в Багдаде женщины-депутата. Ламия Абид Хадури стала первым парламентарием, убитым после всеобщих выборов в январе.
Как стало известно, сам кабинет будет состоять из 32 министров и четырех вице-премьеров, чья задача будет — примирять разные иракские политические и религиозные группировки. Пока названы имена не всех людей, входящих в его состав. Так, вице-премьерами стали лидер «Иракского национального конгресса» Ахмед Чалаби и представитель курдов Руш Нури Шаварс. Имена двух других вице-премьеров еще не объявлены. Вообще курды широко представлены в правительстве, также впервые иракское правительство почти на четверть будет состоять из женщин – в погоне за эмансипацией стремительно обучающиеся демократии иракцы отдали женщинам целых семь министерских портфелей. Получилось так, что в мусульманской стране женщины в кабинете представлены более широко, чем даже в светской России.
Однако большинство портфелей поделят между собой шииты – новая иракская сила после капитуляции, а затем ухода в партизанское подполье суннитов – опоры правящего режима Саддама Хусейна. Из-за них, суннитов, и все сложности.
Чтобы окончательно не увязнуть в гражданской войне, суннитам все же предложили некоторые посты, однако те их не хотят брать. Из-за этого в правительстве осталось семь незанятых портфелей. Дело в том, что несколько пустующих мест были зарезервированы именно для суннитов, однако представители вовлеченных в переговоры суннитских групп говорят, что их требования не были выполнены до конца. Сунниты, проигнорировав выборы и, соответственно, почти никак не представленные в парламенте, требуют больших уступок в правительстве. На их стороне большинство партизан, поэтому они фактически силой принуждают правящих шиитов пустить их в правительство. Среди семи незанятых — посты министров нефтяной промышленности, обороны, электроснабжения и два поста заместителей министров. Так как кабинет должен быть согласован к 7 мая, свободные места временно отдали своим.
Забавнее всего выглядит то, что нефтью Ирака, может быть, самой важной сферой жизни в этой стране, займется проверенный кадр, некогда сотрудничавший с Пентагоном расхититель собственности Ахмед Чалаби.
Сейчас он числится исполняющим обязанности министра нефтяной промышленности. Чалаби некогда был любимчиком министра обороны Дональда Рамсфелда, пока его не заподозрили в связях с Ираном. После этого при обыске у Чалаби дома нашли фальшивые динары и выписали ордер на его арест. Тогда он сумел оправдаться, но с тех пор американцы ему не доверяют или хотят показать, что не доверяют. Что и говорить о гражданах Ирака, которые Чалаби просто ненавидят, называя прислужником Пентагона. Еще при Саддаме, живя в эмиграции, Чалаби прославился тем, что был обвинен в расстрате нескольких миллионов долларов иорданского банка «Петра», где он тогда работал.
Обязанности министра обороны будет исполнять сам Джафари. Джафари, однако, пообещал, что вскоре он оставит этот пост. Военное ведомство на постоянной основе возглавит мусульманин-суннит.