Фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» изрядно озадачил арабские страны. С одной стороны, в традиционном исламе вообще запрещено изображать живых существ — не то что людей, даже животных. Что уж говорить про картину, показывающую последние часы жизни исламского пророка по имени Иса (Иисус Христос). Именно по этой причине, к примеру, в 1998 году египетская цензура запретила прокат фильма «Принц Египта»: непотребно правоверным видеть пророка Мусу (Моисей) в образе человека из плоти и крови.
С другой стороны, в тех странах, где фильм Гибсона решились пустить на экраны, лента Гибсона бьет все кассовые рекорды. Как сообщает AFP, первые три дня проката «Страстей Христовых» в Объединенных Арабских Эмиратах принесли новый национальный рекорд кассовых сборов. 66 321 арабов купили билеты, и предыдущий рекорд, установленный фильмом «Матрица. Перезагрузка» (59 тыс.), рухнул. Солидарно с ОАЭ выступили Катар, Иордания, Сирия, Ливан. В этих странах фильм Гибсона тоже пустили в прокат. А вот власти Бахрейна, к примеру, резко выступили против: фильм был признан не согласующимся с нормами ислама.
Часть арабских стран, например Кувейт, все еще колеблются, там опасаются роста напряженности между суннитским населением эмирата, которое выступает против его показа, и кувейтскими шиитами, которые всей душой за.
Причина этого «разброда и шатаний» среди мусульманского духовенства довольно тривиальна. По мнению Associated Press, шумиха, поднятая еще до выхода фильма, и настойчивые обвинения Гибсона в антисемитизме имели неожиданные последствия – арабы рвутся посмотреть «антиеврейскую» ленту. И пусть декан Исламского колледжа Кувейтского университета Мохаммед ал-Табтабэй призывает правоверных мусульман не смотреть «Страсти» на том основании, что Иисус – пророк, с ним согласны далеко не все религиозные лидеры. Один из главных шиитских клерикалов Кувейта, аятолла Мохаммед Бейкр ал-Мехри, убеждает сделать исключение для «Страстей Христовых», так как эта лента «показывает преступления, совершенные евреями против Христа». Масла в огонь подлил и вездесущий палестинский лидер Ясир Арафат, который, посмотрев фильм, уподобил страдающего Иисуса палестинцам. Солидарен с ними и иорданский лидер бескомпромиссного Исламского фронта действия Хамза Мансур. Он, правда, отметил, что правоверные мусульмане лучше бы молились или читали Коран, вместо того чтобы торчать в кино, но против выхода на экраны Иордании «Страстей Христовых» в принципе не возражает – правильный фильм. «Евреи больше всех критикуют этот фильм, потому что он показывает их преступления против пророков, реформаторов и кого бы то ни было, кто осмелится противоречить их мнению», — заметил Хамза Мансур.
Впрочем, отнюдь не все мусульманские богословы одержимы желанием стать по ту или иную сторону баррикад. Некоторые намеренно дистанцируются. Египетский шейх Абдэль Заэр Мохаммед Абдэль-Рейзик, глава отдела в университете
Ал-Ажар, часто привлекаемый цензорами в качестве эксперта, убежден, что история о последних 12 часах жизни Христа – «дело христиан и иудеев. Мусульмане не имеют к этому никакого отношения».
Между тем некоторые арабские зрители довольно далеки от всех этих религиозных дебатов, их в фильме Гибсона привлекает совсем другое. Картина «Страсти Христовы», как известно, идет на арамейском языке, на котором до сих пор говорят некоторые этнические меньшинства Сирии. 37-летний журналист Салим Абрахам был растроган: «Я был очень счастлив слышать мой язык. Впервые в моей жизни он звучал с широкого экрана, да еще в столь мощном фильме».