В понедельник вечером был оглашен приговор Джону Алену Мохаммаду – старшему из дуэта снайперов, терроризировавших в прошлом году окрестности Вашингтона. Вердикт был оглашен судом присяжных города Вирджиния-Бич (штат Вирджиния). Заседатели провели в зале для обсуждений два дня и так и не нашли возможности смягчить Мохаммаду приговор. Он будет казнен 12 февраля, причем каким именно способом, он выберет сам. По традиции в Вирджинии казнят путем смертельной инъекции. Но закон предусматривает также возможность быть казненным на электрическом стуле, если приговоренный к казни этого захочет.
Вашингтонские снайперы совершили серию ничем не спровоцированных убийств в течение трех недель прошлой осенью. Все были совершены в окрестностях американской столицы, поэтому преступников и окрестили вашингтонскими снайперами. Следствие установило, что на курок нажимали оба обвиняемых. 42-летнего Мохаммада и 18-летнего Ли Бойда Малво подозревают в общей сложности в десяти убийствах, тринадцати покушениях на жизнь и террористической деятельности. Однако судьи сознательно выделили в производство лишь два эпизода. Мохаммада судили за убийство Дина Гарольда Майерса, застреленного 9 октября 2002 года в Манассасе (штат Вирджиния), Малво – за убийство 14 октября на стоянке супермаркета в Фоллс-Черч 47-летней сотрудницы ФБР Линды Франклин. По этим преступлениям собрано больше всего улик. Остальные акции снайперов судом не рассматривались для ускорения процесса.
Как это ни странно, у Мохаммада все еще остается надежда избежать смертной казни. Во-первых, в ближайшее время на решение суда присяжных будет подана апелляция. Адвокаты Мохаммада Пиетр Гринспен и Джонатан Шапиро обратятся в вышестоящую судебную инстанцию с теми же аргументами, которые пока так и не сработали. По их мнению, присяжные трактовали недавний закон о терроризме слишком широко, а прокуроры так и не доказали причастность клиента к убийствам. Смягчить приговор старшему снайперу может даже без рассмотрения апелляций окружной судья Лерой Миллет-младший. По законам Вирджинии приговор суда присяжных является лишь рекомендацией, которую окружной судья может игнорировать. Но американские СМИ считают такую перспективу маловероятной: судьи в Вирджинии редко идут против решения присяжных. Наконец, остается совершенно призрачная надежда, что Мохаммада помилует губернатор штата Вирджиния.
Приговор 42-летнему ветерану войны в Персидском Заливе стал логическим завершением судебного процесса, который длился несколько недель. 17 ноября присяжные признали Мохаммада виновным по всем пунктам, включая терроризм и убийство. Мохаммад обвинялся в убийстве 53-летнего Майерса, а также в использовании огнестрельного оружия и террористической деятельности. На финальной стадии слушаний адвокаты Мохаммада пытались разжалобить суд рассказами о трудном детстве 42-летнего убийцы, о том, что он рос без матери, в нищете, подвергался насилию и что его психика пострадала во время войны в Персидском Заливе. Однако эта тактика оказалась неэффективной.
Суровый приговор Мохаммаду обусловили еще два обстоятельства.
В конце прошлой недели представитель прокуратуры сообщил жюри о попытке побега, которую снайпер пытался совершить 23 марта этого года. Обвинение также сообщило о ранее не известной широкой публике «ненависти Мохаммада к определенной части населения». По словам прокурора Ричарда Конвея, подсудимый – антисемит.
Помимо убийств власти подозревают его и в обстреле синагоги. Наконец, Мохаммад усугубил свое положение своей реакцией на происходящее в зале суда. На всем протяжении процесса он сохранял абсолютное спокойствие и не демонстрировал раскаяния. На вынесение ему приговора он отреагировал бесстрастно.
Сообщника Мохаммада — 18-летнего Малво — судят сейчас в городе Чисапик (штат Вирджиния). Его обвиняют в пособничестве Мохаммаду, терроризме и убийстве аналитика ФБР Линды Франклин на автостоянке у магазина Home Depot 14 октября прошлого года. Адвокаты Малво пытаются доказать, что их клиент психически нездоров и, кроме того, находился под влиянием Мохаммада, по сути, действовал по принуждению. Адвокаты неоднократно заявляли, что отпечатки пальцев Малво на винтовке свидетельствуют лишь об одном: молодой человек был на месте нескольких преступлений, что вовсе не доказывает его участия в них. Наконец, защита протестует против выдвинутых прокурором обвинений в терроризме.
По словам адвокатов, судебные власти трактуют принятый вскоре после сентябрьских терактов в США закон о терроризме слишком широко.