Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Депутатская сирень

В Музее архитектуры открылась выставка живописи из гостиницы «Москва» — собрания картин, пережившего обстрелы пробками от шампанского наркомов и депутатов.

Не от хорошей жизни архитектурный музей занялся живописью, а оттого, что больше ему заниматься нечем. МУАР это чувствует, наверное, всеми своими частями: за спиной Шилов разворачивается, под носом, через дорогу, Военторг почти разобрали, чуть поодаль – за «Москву» взялись. Словом, архитектурой в столице есть кому заняться помимо музейщиков. МУАРу остается только вывесить в интернете фотографии скоропостижно подвергшейся реконструкции гостиницы, а в залах показать снятые со стен «Москвы» полотна.

8 октября (26 сентября по старому стилю) исполняется 130 лет со дня рождения А.В. Щусева, архитектора, по проекту которого была построена «Москва». Музей, кстати, носит его имя. Все оказывается логично связанным, и стечение обстоятельств было бы удачным, если б не печальная суть происходящего.

Невозможно абстрагироваться от участи легендарного здания с асимметричным фасадом, когда на вернисаже представитель московских властей поздравляет всех неизвестно с чем и объявляет, что здание это будет воссоздано «по примеру храма Христа Спасителя».

Хорош пример. «До основанья, а затем…».

Распрощавшись с жильцами, гостиница извергла из себя и материальные ценности: столы, лампы, диваны, люстры, картины и пр. Куда делось все остальное, не так важно, а вот украшения интерьера — в виде рамочек с холстами — попали в МУАР. Говорят, что попали все, и даже все выставили – более 300 полотен. Проверить нет возможности. Некоторые люстры и скульптурные рельефы (те, что не разбились при демонтаже) тоже попали в музей.

Залы МУАРа для живописи не приспособлены. В смысле личного пространства, даже в гостинице у этих картин было более привилегированное положение, а здесь налицо ситуация переезда со всей характерной неустроенностью: теснота, неразбериха, недостаток света. Плотная шпалерная развеска в несколько рядов кажется полным анахронизмом или неуважением. Впрочем, это соответствует статусу произведений, проставленные на них инвентарные номера указывают: перед нами элементы интерьера, материальные ценности, единицы хранения – но не предметы искусства.

Гостиничная живопись – часть казенного комфорта, знак мифической красивой жизни, где обязательно должны быть картины на стенах.

Многие изображения узаконивают подобное к себе отношение: кажется, что пять почти одинаковых натюрмортов с сиренью художника Переднего Н.А. (Инв. №№ 18302, 4028, 6825,…), будь они даже и хороши, не воспринимались бы всерьез.

Однако, двигаясь по выставке, вы наталкиваетесь на три сирени и два натюрморта с яблоками Петра Кончаловского. И, вне зависимости от статуса автора, понимаете, что одинаковых картин не бывает, а бывают одинаково плохие и одинаково хорошие, и даже в подобных сериях на заказ художник может оставаться большим мастером.

Розыски известных имен и приличных картинок в таком навале «временно переселенной» живописи вообще становятся структурирующим фактором. Чаще всего одно совпадает с другим, но бывает наоборот, в смысле, что Налбандян оказывается ожидаемо неинтересным. Больших неожиданностей не случается, разве что удивишься, как такая прекрасная работа Барто попала в одну компанию с такими скучными морскими пейзажами других авторов. В общем хаосе обнаруживаются также Репин, Грабарь, Терпсихоров, Маторин, Богородский, Бялыницкий-Бируля, Соколов-Скаля, Нюренберг, Фридман… Каким-то образом в компанию затесался Юбер Робер с античными развалинами, гондолами и «обществом в парке». В основной массе сюжеты попроще: букеты, пейзажи, Ленин, охота, виды Кремля.

Однако главное находится в отдельном зале: живописные панно Ильи Машкова – своего рода апофеоз скрещивания замечательного мастерства с казенным заказом.

Каждое из огромных полотен не стесняясь заявляет о своей сочиненности, о том, что фигурки в метро расставлены как оловянные солдатики: немножко военных, немного пионеров, дама в красном с цветами, один гражданский в шляпе и милиционер весь в белом.

«Москва – столица СССР» вообще являет невероятный вид: Крымский мост, за ним в одну линию Кремль, гостиница «Москва», «Дом на набережной», «Василий Блаженный»… Качество собственно красочной поверхности как-то меркнет, и остается желание рассматривать. Сложное чувство вроде того, что попал в цирк, где почему-то дают представление великолепные театральные актеры.

Руководители гостиницы, увидев выставку и толпу вернисажного народа, видимо, осознали, что обладают чем-то ценным, и тут же пообещали коллекцию не разбазаривать, через два года устроить выставку – показать, что все на месте, а потом повесить обратно в новое уже здание «Москвы», дополнив работами современных художников. В какой-то степени, даже лучше было бы, если б все это разворовали, да распродали – так хоть искусством будет, а то опять закроют в номерах и будут пробками из-под шампанского целиться.

Новости и материалы
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Россиянам рассказали о наилучшем соотношении шашлыка и овощей
Все новости