Семьи погибших моряков с атомохода «Курск» собираются подать в суд на Главную военную прокуратуру (ГВП) и добиться продолжения расследования уголовного дела о гибели субмарины. Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат Борис Кузнецов, представляющий интересы 30 семей моряков, сейчас он готовит три документа, связанных с этм делом. По его словам, его клиенты не согласны с выводами следствия и будут добиваться продолжения расследования через суд.
В первую очередь в порядке уголовного делопроизводства в Московский окружной военный суд будет подана жалоба на постановление ГВП, в котором содержится отказ направить дело «Курска» на доследование. ГВП считает, что дополнительно расследовать обстоятельства трагедии, происшедшей в Баренцевом море полтора года назад, незачем — «все уже изучено полностью и всесторонне». Второй документ, который должен быть подготовлен в течение одной-двух ближайших недель, — это обращение к президенту, в котором будет заявлено, что в отношении «Курска» было принято «не правовое, а политическое решение». Сейчас адвокат составляет текст бумаг, а затем их должны будут подписать родственники подводников, которые, впрочем, могут не просто завизировать документы, но и сообщить в них свои соображения.
А к марту семьи погибших собираются подать еще один, на этот раз гражданский, иск, в котором потребуют от Минобороны компенсацию за нанесенный им моральный ущерб.
По словам Бориса Кузнецова, иск будет подан, скорее всего, в Пресненский межмуниципальный суд Москвы — по месту расположения Министерства обороны России. Сколько потребуют семьи моряков, пока не известно — решить это им еще предстоит. «Я могу сказать только, что сумма будет реальная для нашей судебной практики», — заявил адвокат, уточнив, что «о миллионах долларов речь не идет». «Однако окончательное решение все же остается за родственниками», — оговорился, впрочем, он.
Потребовать компенсацию морального ущерба пострадавшие хотят, несмотря на то что после катастрофы Военно-страховая компания выделила каждой семье по 145 окладов (общая сумма выплат составила 23 млн рублей). Кроме того, тем из вдов, кто хотел переехать из Видяево, была куплена жилплощадь в других регионах — только в Санкт-Петербурге им предоставили 35 квартир.
«Да, семьям выплатили деньги, и суммы были больше, чем получают родственники других погибших, — пояснил позицию Кузнецов. — Но в данном случае им должны заплатить, потому что гибель произошла не в результате военных действий. Кроме того, вина властей усугубляется тем, что в течение двух недель членам семей отказывались не только говорить правду, но и вообще информировать их». Чтобы доказать это, юристы будут поднимать материалы, которые распространялись штабом ВМФ в первые дни после трагедии.
Напомним, что адвокат Кузнецов от лица родственников требовал от ГВП провести дополнительное расследование, так как, по его мнению, в деле остаются неувязки.
В частности, родственники предполагают, что моряки, находившиеся на момент аварии в 9-м отсеке, были живы как минимум в течение нескольких часов, а не скончались за несколько минут — как сказано в материалах следствия, которые они изучали в течение полугода. Соответственно, подводников можно было спасти — но этого не было сделано. Также, считает Кузнецов, представители Минобороны должны ответить за то, что субмарина вышла на учения, не будучи подготовленной надлежащим образом.
В Главной военной прокуратуре в ответ на это заявляют, что расследование полностью завершено и добавить к нему больше нечего, так как все выводы следователей целиком доказаны. По словам начальника организационного управления главной военной прокуратуры Александра Никитина, повторного расследования не будет. «В течение полугода Главный военный прокурор, члены следственной группы знакомили потерпевших по этому уголовному делу со всеми материалами. Они встречались с ними в Санкт-Петербурге, Москве, Североморске. Все ознакомившиеся с материалами удовлетворены выводами следствия», — сообщил Никитин.
Однако адвокат родственников считает, что от заявлений представителей ГВП ничего не зависит — потому что «все решит суд».